Россия планирует закупать топливо у соседей по Таможенному союзу, а именно в Белоруссии, заявил министр энергетики Александр Новак. Отечественные нефтяные компании, несмотря на неоднократный перенос сроков запрета оборота бензина класса "Евро-2", не спешили обновлять мощности и планируют с 1 января сотрудничать с белорусскими переработчиками.
В ноябре 2012 года Министерство финансов заявило о возможном дефиците топлива в России, который вынудит страну импортировать бензин с введением в январе 2013 года экологического стандарта, запрещающего оборот бензина "Евро-2". Однако крупнейшие российские вертикально интегрированные нефтяные компании, контролирующие добычу, переработку и продажу "черного золота", не модернизировали свои нефтеперерабатывающие мощности под выпуск бензина "Евро-2".
Представители ТНК-ВР, "Лукойла" и "Газпром нефти" сообщили "Ведомостям", что их компании просили правительство перенести сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов, но не сам переход на "Евро-3". "Лукойл" и "Башнефть" уже производят топливо стандартов "Евро-4" и "Евро-5". Со следующего года к ним присоединится "Газпром нефть", сказали представители компаний. В "Роснефти" сообщили, что госкомпания выступает за продление на некоторое время оборота "Евро-2". Также за продление оборота бензина этого класса еще на год выступила Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
При этом в ФАС указывают на то, что разнятся сроки перехода на более качественное топливо внутри самого Таможенного союза: Казахстан отстает от России и Белоруссии. В свою очередь министр энергетики Александра Новак, слова которого приводит издание, считает нецелесообразным перенос сроков перехода на оборот топлива "Евро-3". "Если будем продлевать сроки, не будет мотивации укладываться в них. Кроме того, это несправедливо для тех компаний, которые модернизируют свои заводы согласно заявленному графику", — отметил он.
В свою очередь, напомним, что между Россией и Белоруссией действует соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов с индикативным балансом, по которому Минск импортирует сырье со скидкой и должен возвращать в РФ часть полученного в результате переработки топлива. Поэтому те компании, которые не смогут перейти на продажу топлива стандарта ниже "Евро-3", могут закупать бензин в Белоруссии и поставлять его в Россию.
Читайте также: Лукашенко меняет нашу нефть на заводы
Однако объемы таких закупок будут не очень большими, отмечают эксперты. Как подчеркнул Александр Новак, запасов нефтепродуктов до конца этого года и на 2013 год хватит для внутреннего потребления; дефицита бензина и скачка цен в России не ожидается. По его словам, из оборота будет выведено не более 1 миллиона тонн автобензина. Годовое российское потребление составляет порядка 70 миллионов тонн.
Российский топливный рынок останется сбалансированным, уверен глава Минэнерго. Следует подчеркнуть, что в середине текущего года обсуждалась ситуация с экспортом Белоруссией нефтепродуктов получаемых из российской беспошлинной нефти в третьи страны под видом растворителей, что позволяло избегать выполнения договоренностей о выплатах в российский бюджет пошлин за поставки топлива за пределы Таможенного союза.
Недополученные российским бюджетом средства оцениваются в 1,5 миллиарда долларов. Также в 2012 году Белоруссия должна поставить в Россию 2,1 миллионов тонн бензина и 3,5 миллионов тонн дизельного топлива, произведенных на условиях процессинга. Но соглашение с Белоруссией выполнено чуть более чем на 2 процента, вернулось только 100 тысяч тонн.
Согласно данным белорусского статистического ведомства, производство автомобильных бензинов в Белоруссии в январе-ноябре 2011 года снизилось на 0,9 процентов в годовом исчислении и составило 2,821 миллиона тонн при росте более чем на 22 процента в первых двух кварталах. Ранее российская сторона уведомляла "Белнефтехим" о сокращении поставок в четвертом квартале на 1,3 миллиона тонн — до 4 миллионов тонн.
Читайте также: Закулисные игрища цен на бензин
Минск просил нарастить объем экспорта до 5,3 миллионов тонн, российская сторона пока обозначила 4,8 миллиона тонн нефти в увязке с обратными поставками 200 тысяч тонн бензина. В конце года стороны традиционно согласуют объемы поставок на следующие двенадцать месяцев. Белоруссия запросила нефти больше, чем в нынешнем году: 23 миллиона тонн нефти против 21,5 миллионов.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"