Социологи изучили схемы управления деньгами в российских семьях и выяснили, что женщины чаще мужчин принимают финансовые решения. Женщина в качестве распорядителя средств характерна для семей с низким доходом. Наиболее распространенными формами управления стали системы общего или частичного пула, предполагающие параллельный доступ к бюджету семьи.
Исследование основано на данных опроса "Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам" (ВШЭ, 2011). Как отмечают исследователи, главной характеристикой системы частичного и (или) общего пула является то, что оба партнера имеют в равной мере доступ к финансам семьи и их управлению; при этом не проводится разделения финансовой ответственности между супругами.
Читайте также: Жилье дорожает, а россияне довольны!
Более ранние исследования западных социологов показывают, что семьи, избравшие пул в качестве самой подходящей системы управления финансами семьи, все-таки применяют три различные практики пула, различающиеся преимущественным доступом к управлению бюджетом.
Поэтому исследователи Ж. Пал и К. Воглер, выделили семьи, в которых ответственность за конечные решения и оплату счетов возлагалась на мужчину, в группу пулов, управляемых мужчиной (male-managed pool). В тех "ячейках общества", где один из партнеров или оба считают, что в их паре именно жена ответственна за принятие окончательных решений по финансовым вопросам, — к женскому пулу (female-managed pool). А вот "совместный пул" (joint pool) объединил семьи, где оба супруга утверждали, что обладают равной властью над совместным бюджетом.
Предложенная в ходе мониторинга ВШЭ респондентам анкета не предусматривала вопросов, нацеленных на выявление механизмов и результатов принятия решений в домохозяйстве. Кроме того, вопросы, касающиеся семейного бюджета, задавались только одному из супругов, что может быть источником смещения, вызванного как желанием "выглядеть лучше", так и стремлением соответствовать принятым в социальном окружении респондента нормам, отмечается в исследовании.
Избежать серьезного искажения конечных результатов специалисты пытались путем соответствующего агрегирования данных. Так, ответы мужчин о единоличном распоряжении всеми деньгами и соответствующие ответы женщин относительно своих супругов объединялись в систему мужского полного управления, зеркально аналогичные ответы женщин о себе и мужчин о своих женах — в систему женского полного управления.
Система фиксированного бюджета на ведение домашнего хозяйства также предусматривала два варианта в зависимости от того, кто кому передает фиксированную сумму на домашние расходы и кто контролирует оставшиеся денежные средства. В систему общего или частичного пула были внесены ответы и мужчин и женщин о том, что все деньги или их часть складываются вместе, а потом каждый берет оттуда, сколько нужно. А к системе независимого управления отнесли сообщения респондентов о том, что каждый распоряжается деньгами самостоятельно.
В итоге именно система общего или частичного пула (45,6 процентов в совокупности) признана наиболее распространенной. Еще 25 процентов голосов набрала модель в той или иной степени женского доминирования; 23 процента — мужского. Для моделей женского доминирования более характера система полного управления (22,3 процента), в случае с мужским преобладанием — система фиксированного бюджета под контролем мужчины (17 процентов). А вот система независимого управления принята только в 4 процентах опрошенных семейств.
Общие выводы социологов можно представить следующим образом: чем беднее семья, тем более вероятно, что распоряжение финансами в ней осуществляет женщина. Системы общего и частичного пула более характерны для супругов, долго живущих в браке. Также системы общего и частичного пула чаще применяются образованными супругами.
Читайте также: Собрался на рыбалку — сделай страховку
Российские женщины не только управляют финансами в большинстве российских семей, но и занимают руководящие посты в бизнесе. По данным исследования международной организации Grant Thornton International (GTI), российские компании заметно опережают весь остальной мир по числу женщин топ-менеджеров.
Выяснилось, что из 100 процентов топ-менеджеров среднестатистической российской фирмы 46 процентов — женщины. В 2011 году доля женщин-управляющих в крупном бизнесе была на 10 процентов меньше.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"