Изобретательности газовиков нет предела. Освоение сланцевого газа и нефти идет полным ходом, не говоря уже о традиционных энергоресурсах. Однако, как говорит девочка из известного всем мультсериала, "вкусновато, но маловато". Теперь энергетики внимательно присматриваются к газогидратным месторождениям как к новому источнику ископаемого топлива.
Еще в начале 1940-х годов советские ученые высказали гипотезу о наличии залежей газовых гидратов в зоне вечной мерзлоты, которую затем подтвердило и лабораторное исследование. Но так как первый газ из гидратов удалось извлечь совершенно случайно, пока непонятно как его добывать на постоянной основе. Однако все надеются, что с помощью газогидратов Россия сумеет не только удержать на "сырьевой игле" существующих потребителей, но привлечь новых, которые очень нуждаются в энергоресурсах. Желательно, чтобы они им обходились дешево и сердито.
Первым спохватился "Газпром". Новая газовая жила раскрывает перед монополией невероятные перспективы. Пока обыкновенный газ не кончился, пора подумать над альтернативой. С учетом коммерческих интересов гиганта был проведен ряд исследований с финансированием из государственного бюджета и посредством грантов международных фондов — ЮНЕСКО, КОМЕКС, СРДФ. Оно и понятно. Если добыча сланцевого газа грозит экологической катастрофой региону добычи, то разработка газогидратных месторождений угрожает техногенным коллапсом всей планете! А потому подобные дела с кондачка не решаются.
Тем более что освоение месторождений севера Западной Сибири выявило проблему выбросов газа из неглубоких интервалов криолитозоны, которые приводили к остановке работ на скважинах и даже пожарах. Затем и вовсе выяснилось, что отличить гидратосодержащие отложения от мерзлых современными средствами полевой и скважинной геофизики не представляется возможным. Определенную информацию о присутствии газогидратов может дать каротажное устройство ядерного магнитного резонанса, но оно весьма дорогостояще и применяется крайне редко в практике геолого-разведочных работ.
Читайте также: "Газпром" искупается в "черном золоте"
Пока же основным показателем наличия гидратов в отложениях являются исследования керна, где гидраты либо видны при визуальном осмотре, либо определяются по замеру удельного газосодержания при оттаивании. Газовые гидраты являются активным участником геосферы, поэтому не зря к разработке газогидратных месторождений скептически относятся "зеленые". Пока им хватает проблем с "Газпромом" и British Petroleum, которых экологи и активисты пытаются заставить приостановить работы на шельфах и в закрытых акваториях, памятуя о катастрофическом разливе нефти в Мексиканском заливе.
В случае же с газогидратами дискуссия идет не сколько о экологической безопасности добычи нетрадиционного газа, сколько из опасения вероятного попадания метана из газогидратов в море, а затем и в атмосферу. Метан — это парниковый газ, в 25 раз более опасный с точки зрения глобального потепления, чем СО2. Правда, некоторые не разделяют подобного пессимизма и довольно оптимистично смотрят в будущее. Поэтому довольно скорбеть о том, что неподвластно пониманию среднестатистического жителя Земли, и оставим вывод об экологических последствиях ученым.
Как быть нам с газогидратами? Что это вообще такое? И действительно ли они могут стать новым источником топлива для стран, где нет традиционных углеводородов, зато полным полно газогидратных залежей? Ведь, по прогнозам Energy Information Administration, мировое потребление энергии к 2030 году вырастет на 40-50 процентов. И производство традиционных нефти и газа не сможет обеспечить растущий спрос на энергоносители, поэтому в ближайшие десятилетия тема использования нетрадиционного газа станет одной из ключевых. А, значит, страны, которые еще недавно довольствовались ролью импортеров, могут надеяться, что в будущем смогут составить серьезную конкуренцию традиционным экспортерам на газовом рынке.
Итак, газовые гидраты представляют собой твердые соединения молекул газа и воды, существующие при определенных давлениях и температурах. В одном кубометре природного гидрата содержится до 180 кубометров газа и 0,78 кубометров воды. Его образование и разложение зависит от температуры, давления, химического состава газа и воды и свойств пористой породы. В основном газогидраты залегают в придонных шельфовых отложениях на глубине 400-500 метров. Активным поиском газогидратных месторождений заняты Китай и Япония, причем последняя наиболее заинтересована в их разработке, поскольку полностью зависит от импорта энергоресурсов.
Читайте также: Большие льготы для российских недр
В феврале 2012 года Японская корпорация нефти, газа и металлов начала пробное бурение скважин под океанским дном в 70 километрах от острова Ацуми. А буквально на днях японцы сообщили, что обнаружили три месторождения — в Японском и Охотском морях, а также в Тихом океане, планируя начать добычу уже в марте следующего года, а промышленную разработку — в начале 2018. Южная Корея, Канада, Норвегия и даже Индия также активно занимаются этим вопросом. А в США обязательное финансирование этого направления оформлено законодательно.
Основные направления поиска газогидратных месторождений в России сейчас сосредоточены в Охотском море и на озере Байкал. Однако самые большие надежды, как обычно, связаны с залежами в Западной Сибири, в частности, с Восточно-Мессояхским месторождением — именно там, по мнению геологов, благоприятные условия для гидрообразования. Сейчас там активно осваивается только газовая часть, но уже никто не сомневается, что скоро газовики доберутся и до гидратов.
Впрочем, гнать коней все же не стоит. Себестоимость добычи газа из газогидратных залежей морских осадком, по некоторым оценкам, составит 700-800 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, себестоимость обычного газа в среднем колеблется от 90 до 100 долларов за тысячу кубов. А получение водорода на высокотемпературных ядерных реакторах с гелевым охлаждением, по оценкам сотрудников Курчатовского центра, будет обходится в 200-300 долларов за тысячу кубометров.
Даже если накинуть на все эти предполагаемые оценки пару сотен "вечноживых президентов", все равно выходит, что разработка морских газогидратных залежей слишком дорого обойдется производителям. Вот и Минэнерго России сетует, что несмотря на якобы радужные перспективы, в ближайшие двадцать лет придется забыть о новомодных энергоресурсах.
А учитывая, что даже альтернативная энергетика развивается со скрипом, сдается, что определенное будущее есть только у традиционного природного газа. И ажиотаж вокруг сланцев или газогидратов лишь немного повлияет на стоимость "голубого топлива", и то — лишь по долгосрочным контрактам. Спотовый же рынок природного газа "пляшет" как ему вздумается. Точнее, как вздумается силам природы, которые уже в ноябре принесли в Европу холод.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"