Власти Франции, загнав себя в ловушку электоральных обещаний, продолжают бессмысленную операцию спасения автоконцерна PSA Peugeot Citroen. Производителю выделяются госгарантии в объеме до 7 миллиардов евро по новым облигациям в течение трех лет, ибо финансовое подразделение концерна Banque PSA Finance испытывает трудности с привлечением кредитов.
Неуклонно снижающиеся котировки акций PSA стали поводом к исключению ценных бумаг концерна из расчета французского фондового индекса CAC-40. За год бумаги концерна подешевели на 43 процента.
Сейчас Banque PSA Finance ведет переговоры с кредитными организациями о возможности привлечения дополнительного кредита на 1 миллиард евро. Если этот кредит будет получен, объема ликвидности компании в 11,5 миллиарда хватит для обеспечения своей деятельности вплоть до 2015 года. А что дальше? Ответа на этот вопрос французские власти не дают.
Читайте также: Peugeot и АвтоВАЗ - друзья по несчастью
"Правительство совместно с руководством фирмы ищут способы избежать массовых увольнений, что важно политически и экономически для французов. Государство французское заинтересовано в том, чтобы производство осталось во Франции, а не переносилось за рубеж. Поэтому сейчас стороны находятся в поисках компромиссов и для проведения менее болезненной реструктуризации. Государство по мере возможности помогает, дает субвенции, субсидии", — отмечает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
По итогам девяти месяцев 2012 года выручка PSA Peugeot Citroen SA сократилась в годовом исчислении на 4,7 процента до 42,48 миллиардов евро, причем выручка автомобильного подразделения группы уменьшилась на 9,9 процента и составила 28,73 миллиарда евро. Продажи упали на 9,4 процента, до 2 миллионов 102 тысячи автомобилей.
В результате, в первом полугодии чистые убытки концерна составили 816 миллионов евро. На сегодняшний день Peugeot-Citroёn продает свои машины себе в убыток. В этой ситуации руководство промышленной группы намерено реализовать план реструктуризации, рассчитанный на три года.
Компания обещала отказаться от выплат дивидендов на время реструктуризации, которая должна сократить расходы компании на 1,5 миллиарда евро, что, как предполагается, позволит к 2015 году концерну вернуться на безубыточный уровень. Но для этого придется отправить на улицу 8 тысяч французских работников. Те же ответили акциями протеста в Париже в четверг.
Руководство концерна планирует к 2014 году полностью закрыть завод в Ольнэ, где заняты свыше 3 тысяч работников, сократить 3,6 тысячи рабочих мест по всей стране, в том числе уволить 1,4 тысячи из 5,6 тысячи сотрудников предприятия в Рене.
Как сами работники реагируют на перспективы увольнения, стало ясно во время проведения Парижского автосалона, который состоялся в первой половине октября. Французской полиции пришлось пресекать попытки штурма автосалона работниками кризисных автозаводов. Они забросали стражей порядка дымовыми шашками, камнями и файерами. Полицейские ответили слезоточивым газом.
В свое время, борясь за сохранение рабочих мест и промышленности на своей территории, французы не стали выносить производственные площадки в Китай, Латинскую Америку и другие ныне активно растущие рынки. Сейчас Peugeot и Citroën продают более половины своих автомобилей в Европе — а здесь они встречаются с активно сжимающимся рынком и сверхконкуренцией со стороны ведущих производителей в условиях переизбытка производственных мощностей. Вместе с рынком сокращаются и позиции PSA.
Тот же Volkswagen в Европе продает только треть своих автомобилей, поэтому сокращение сбыта в Старом свете с лихвой компенсируется ростом продаж в Азии, Америке и России. Благодаря этой наступательной тактике сохраняются и рабочие места. А вот занявшим оборонительную позицию французам, судя по всему, придется пройти жесткую фазу реформирования всей отрасли.
"Сейчас автопром Франции в очень тяжелом состоянии. PSA выбрали неверную стратегию развития, были ошибки и в создании модельного ряда, но главное, они до последнего держали свои нерентабельные предприятия во Франции. Эти предприятия загружены примерно на 50 процентов мощности. Спрос на автомобили в Европе сильно упал. У PSA есть заводы в Чехии, Словакии. Там дешевле производство. Но французское правительство дает концерну деньги под что угодно, лишь бы концерн не закрывал французские заводы. Это тупиковая ситуация: проблема загоняется вглубь, сохраняется нерентабельное производство. За счет каких-то госдотаций удастся продержаться год-два, а дальше что?", — задает риторический вопрос редактор популярнейшего автожурнала "За рулем" Игорь Моржаретто.
Напомним, что весной текущего года General Motors и PSA объявили о создании стратегического альянса, для чего американцы должны были приобрести 7 процентов акций французского концерна. В объятия GM, уложившей в могилу немало брендов, скорее всего и лежит путь сразу двух французских марок. Руководство концерна лелеет определенные надежды на успех двух новых моделей, которые французы должны начать разрабатывать совместно с GM на общей платформе, что поможет помочь GM и PSA сэкономить до 25 процентов от средств на разработку. Одна из моделей предназначается для латиноамериканского рынка. Причем в апреле компания заявляла о том, что хотела бы организовать выпуск своих моделей на заводе GM в Индии.
Читайте также: Покупатели КАСКО оплатят все угоны
В этом месяце GM и PSA также вели переговоры о возможном создании совместного предприятия с равным участием. Варианта могут быть разными: продажа Opel французскому концерну, покупка PSA американской корпорацией и создание нового совместного предприятия.
Opel также является убыточным брендом, который по итогам 2011 года принес GM убыток в размере 564 миллионов евро. Американцы к 2016 году хотят закрыть завод Opel в Бохуме, при этом временно исполняющий обязанности управляющего немецкого автопроизводителя Томас Седран оптимистично обещает вывести Opel на второе место по продажам в Европе.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"