ГЛОНАСС ударит по карману автовладельцев

В ближайшие два года на создание автоматизированной системы экстренного вызова при авариях, называемой "ЭРА-ГЛОНАСС", правительство израсходует 830 миллионов рублей. Автовладельцы задаются вопросом о том, в какую цену это им встанет, а в МЭР указывают, что обязательная установка аппаратуры на транспорте создает предпосылки для монополизации рынка.

Специальный блок в машине при столкновении будет посылать сигнал о помощи в службы спасения, передавая свои координаты. В случае, если водитель не отвечает на запросы операторов, направляется "Скорая помощь". По такой схеме система обкатывается в пилотном режиме в Москве, Санкт-Петербурге и еще ряде регионов. С 2013 года система должна развернуться по всей России. Для выполнения роли федерального сетевого оператора ГЛОНАСС в этом случае предназначается некоммерческое партнерство "Содействие и использование навигационных технологий" и в рамках выполнения контракта, заключенного с министерством транспорта РФ (НП), в 2012 году получит 430 миллионов рублей, в 2013 году — 400 миллионов рублей.

НП необходимо создать инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" в 15 регионах РФ, подтвердить совместимость системы с европейским аналогом еCall. С 2013 года на всех новых продаваемых в Евросоюзе авто должны быть установлены навигационно-коммуникационные устройства, которые также передают сигнал о потерпевшем аварию автомобиле спасательным службам. Также в НП задумаются о том, как обвесить своего представителя в автомобиле дополнительными коммерческими и государственными функциями — как фиксация и реконструкция обстоятельств ДТП, страховая телематика, охранно-поисковые сервисы.

Читайте также: ГЛОНАСС поддержат пошлиной

ГЛОНАСС получился крайне затратной программой, а если учитывать, что группировка собиралась еще в СССР — то, по всей вероятности, фантастически затратной. Активные действия по формированию внутреннего рынка сервиса спутниковой навигации резко улучшили финансовые показатели НИС ГЛОНАСС. В 2011 году "НИС ГЛОНАСС", 51 процент акций которого принадлежит АФК "Система", оставшиеся 49 процентов — ОАО "Российские Космические Системы", занимался инфраструктурными проектами: "ЭРА-ГЛОНАСС", системой взимания платы с большегрузного транспорта. Компания также создавала ведомственные (МВД, МЧС, Ространснадзор) и крупные отраслевые навигационно-информационные системы (Почта России), занимался подготовкой региональной партнерской сети в России и продвижением технологий ГЛОНАСС на зарубежные рынки.

Выручка федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности "НИС ГЛОНАСС" за 2011 год составила порядка 3,3 миллиарда рублей, что более чем 4,5 раза выше показателя 2010 года. Новые административно создаваемые рынки под навигационную систему только начинают "плодоносить". Как считают в Минэкономразвития, "предлагаемый Минтрансом подход создает риск возложения избыточных расходов на субъектов предпринимательской деятельности в размере от 9,4 миллиардов рублей до 17,8 миллиардов рублей".

Читайте также: У Роскосмоса открылось второе дыхание

Речь идет о быстрых деньгах. По данным Минтранса России и Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), в ближайшее время нужно оснастить аппаратурой 750-1150 тысяч единиц транспортных средств, в связи с чем в МЭР предупреждают о появлении очередей, которые могут парализовать систему коммерческих перевозок автобусами. В МЭР полагают, что обязательная глонассизация коммерческого транспорта создает предпосылки для монополизации услуг диспетчеризации. Монополизация рынка региональных навигационно-информационных систем (НИС) позволит таким организациям устанавливать собственные требования к протоколам обмена данными между бортовой аппаратурой ГЛОНАСС и региональными НИС. Когда региональные НИС аффилированы с производителями аппаратуры ГЛОНАСС, это создает предпосылки для навязывания потребителям аппаратуры определенного производителя, отмечают в ведомстве.

Весной 2011 года Счетная палата пришла к выводу, что федеральная целевая программа, реализация которой позволила бы обеспечить глобальное навигационное покрытие к 2010 году, была решена лишь на две трети. Но при этом поглотила немалые средства. ГЛОНАСС теперь ориентируется и на поступление средств из других источников. По примерным оценкам, стоимость одного навигатора для пассажирского автотранспорта составит до 60 тысяч рублей, плюс 30 на установку.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"