Герман Клименко: стартапы отжили свое

 

Недавно русский язык обогатился словом "стартап" — интернет-проект, разработанный энтузиастами "на коленке", взорвавший Всемирную Сеть и озолотивший своих создателей — как Facebook. Запуск стартапов — модное направление бизнес-тренингов. А вот руководитель LiveInternet Герман Клименко признался в интервью "Правде.Ру", что стартапы отжили свое.

Руководитель LiveInternet Герман Клименко:

— На рынке стартапов с наступлением сентября появились достаточно резкие движения. Появились первые жертвы "стартаперского" бума, объявившие, что они получили инвестиции. Якобы это нарушает мою логику о том, что стартапов нет.

Я по-прежнему уверен, что за каждой инвестицией в текущий стартап стоит что-то другое, но не заявленные интересы компании. Выпускник или студент четвертого-пятого курсов Высшей школы экономики придумывает гениальную идею, создает бизнес-план на основе MBA или что-то еще — но это все не работает: это больше пиар-история, где стартап-уикенды постепенно превращаются в мероприятия для коучеров.

На текущий момент индустрия интернета полностью сформировалась и возможно только создание обычных проектов, которые профессионально руководятся теми, кто в индустрии не является новичком. А такие проекты называть стартапами уже практически невозможно, потому что это обычные бизнес-проекты: нанимаются менеджеры, программисты, там нормальная счетная схема без расчета на то, что произойдет какой-то резкий взрыв, связанный с модой или с социализацией.

Читайте также: Война между Samsung и Apple набирает обороты

Рынок стартапов в том виде, в котором его пропагандирует Аркадий Маренис и примкнувшие к нему разнообразные варианты стартап-уикендов, сейчас превращается в обучающую индустрию, где туры по разным городам и весям компенсируют отсутствие как свежих идей, так и каких-то прорывных решений. Их просто не может быть. Интернет постепенно превратился в отрасль черной металлургии, в которой последняя квалифицированная диссертация по плавке чугуна была защищена 200 лет назад. То, что там сейчас защищается сейчас, к нормальной науке о плавке чугуна не имеет отношения. Конечно, в интернете не все так плохо, но с выходом крупных компаний Mail, Yandex, Rambler на биржу инвесторов и привлечения денег рынок для стартапов — взрывных новых проектов — закрылся. Сейчас совершенно невозможно ни скупать рекламу, ни делать что-то новое, потому что профессионалы разбежались.

Если раньше стоимость стартапа была копейки, то сейчас для того, чтобы привлечь правильного, профессионального программиста, нужно тратить существенные деньги. То же самое касается и рекламы. Я надеюсь, что в течение ближайшего года-двух рынок очиститься от термина "стартап" и войдет в обычное, нормальное — назовем это проектное — финансирование.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"