Платные дороги вскоре станут объективной реальностью для россиян. На днях появилась информация, что в объезд всех крупных городов России будут построены шоссе для тех, кому не жаль денег ради приятной езды без пробок. Что касается уже существующих объездных трасс, то они, по заявлению властей, будут отреставрированы и поставлены "на счетчик".
По заявлению главы госкомпании "Автодор" Сергея Кельбаха, в 2013 году внутри компании появится специальный департамент реализации региональных проектов. Бесплатные дороги будут проходить через центр города. Таким образом, платные дороги не будут кратчайшим путем из одного конца населенного пункта в другой. Однако власти надеются именно так разгрузить города, проблемой которых является транзитный транспорт.
Первым в очереди на платную дорогу оказался Екатеринбург, где в настоящее время происходит строительство 46-километровой трассы. Следующими по списку идут Барнаул, Пермь, Оренбург, Волгоград, Кострома и Приморский край. При этом Кельбах отметил, что тарифы на проезд будут разные, в зависимости от региона. Если в одном регионе один километр будет стоить 50 копеек, то в другом автомобилисту придется заплатить три рубля. При этом финансовую ответственность за строительство будет нести как госкомпания, так и регионы за счет дорожных фондов. Кроме того, к строительству дорог на коммерческой основе логичным образом будут подключены и крупные банки. К примеру, в Екатеринбурге в возведении новых удобных дорог будет активно участвовать Газпромбанк.
Читайте также: Дорожных агрессоров собираются наказывать
Нельзя не согласиться, что платные дороги могут значительно облегчить жизнь автомобилистов. Если обратиться к примеру стран Европы, то можно назвать основные плюсы этого сектора экономики. Первый и приоритетный для автомобилистов — это возможность выбора между медленной бесплатной ездой по разбитым дорогам и ездой с ветерком по качественной трассе, и второй плюс коммерческих дорог — дополнительный доход для государства. Ярким примером влияния платных дорог на экономическую стабильность страны является Норвегия, где 32 процента всего бюджета, направленного на содержание дорожной сети, поступает от платных дорог. Власти Норвегии также направляют полученные с дорог средства на развитие общественного транспорта в Осло и Трондхейме. В Испании же доходность платных дорог еще больше. Средства, полученные из этого сектора, пополняют бюджет на 46 процентов.
История платных дорог началась в прошлом веке в Европе. Цели у данного решения были следующие: финансирование строительства сети автомобильных шоссе и специальных объектов дорожной инфраструктуры, таких как мосты, тоннели, отбойники и т. д. Нововведение быстро проявило себя с положительной стороны. Государства получили возможность развивать дорожную инфраструктуру, не влезая в долги. И этой возможностью поспешили воспользоваться многие страны, входящие в состав Евросоюза. При этом финансирование и эксплуатация дорог осуществляются различными методами. Например, часть платных дорог может принадлежать частным предприятиям и ими же эксплуатироваться. Или платные дороги могут принадлежать государству, которое иногда отдает их в эксплуатацию частникам.
В России же главной проблемой, препятствующей вводу дорожных сборов, является нерешенный вопрос о том, кто будет контролировать данный процесс. Общество в очередной раз проявляет недоверие к представителям власти, в первую очередь связанное с тем, куда будут поступать доходы с платных дорог. Также волнение в кругу автомобилистов поднялось в связи с заявлением властей о реконструкции уже существующих дорог и преобразовании их в платные. Пользователи Рунета наперебой обвинили чиновников в намерении отобрать у автолюбителей последние бесплатные объездные дороги, которые, между тем, вроде бы и неплохо построены. "В частности, уже говорили про Коломну — якобы там тоже собираются делать объездную для М5, и, конечно, платную. Да вот беда — там она давно есть, очень хорошая, кстати, вот только бесплатная. Что непорядок, и надо быстро исправить!" — пишет a_saboteur, пользователь LiveJournal.
Любопытно отметить, как в глазах иных автомобилистов, прослышавших о решении властей строить платные дороги, ничтожные и побитые российские шоссе вдруг стали считаться вполне пригодными. Подобные чудеса с русским человеком может творить только нежелание платить деньги и въевшееся в мозгнедоверие к действиям чиновников из дорожных структур. В этой связи Александр Николаевич Васильев, лидер Движения "Убитые дороги Пскова", депутат ГД РФ, член ФКС ОНФ, замечает: "Вопрос очень давно поднимался и обсуждался. Конечно, общество по-разному видит эту ситуацию. Например, в Германии дороги все бесплатные, а в Польше есть платные дороги, и это зависит от политики государства. Кстати, в Германии бесплатные дороги по сути не являются таковыми для налогоплательщиков, которые платят намного больше налогов, чем в России. Соответственно, государство может эффективно использовать эти средства для того, чтобы построить качественные дороги, увеличить по ним грузопоток и в целом перевозки. В России транспортная сеть давно устарела и не выдерживает современных нагрузок, возложенных на нее. А между тем, многие дороги исторически проходят через центры городов. И только более-менее новые участки имеются с обходами вокруг городов".
Еще один бунт на корабле устраивают наши сограждане в связи с опытом европейских стран, где дороги на коммерческой основе проходят через города, разгружая их от транспорта. Между тем, "Автодор" заявляет о том, что в России городские дороги останутся бесплатными, а деньги будут взиматься за объездные трассы. И автомобилисты видят в данном решении злой умысел. Между тем, решение чиновников имеет под собой логичное обоснование.
"Дороги, которые проходят через города, не относятся к Росавтодору, они принадлежат городу. Соответственно, содержание этих дорог находится на другом уровне, — объясняет Александр Васильев. — Если нет муниципальных дорожных фондов, то нет обязательств. И несмотря на то, что градоначальники обязаны по закону содержать дороги в соответствии с нормативами, этот закон может по различным причинам ими не соблюдаться. Соответственно, возникают проблемы совсем иного характера, касающиеся тех участков дорог, которые проходят через города. В связи с этим для нашей страны важно наличие именно объездных дорог. Также важно, чтобы на федеральных дорогах, соединяющих регионы, не было затруднено движение и не возникали трудности с его интенсивностью. Тогда человек, планирующий поездку из одного города или региона в другой, сможет заранее просчитать необходимый маршрут с прозрачной интенсивностью движения".
Читайте также: Сохранит ли Россия доступный бензин?
Сегодня в России уже действует в тестовом режиме платный участок трассы М-4 "Дон". Коммерческая дорога была открыта в мае в Подмосковье, однако пока проезжать по ней можно совершенно бесплатно. После долгой реконструкции на участке дороги появилось две новых полосы в каждую сторону, освещение, пункты экстренной связи и шумозащитные экраны. Проезд по М-4 в Подмосковье станет платным с 1 октября. Оплата будет осуществляться при помощи транспондера — электронного устройства небольшого размера, который устанавливается в машине на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. С электронного счета этого устройства при проезде через пункт оплаты автоматически списывается необходимая на проезд сумма. При этом водитель должен лишь остановиться перед шлагбаумом на некоторое время, а затем продолжить движение. Говоря о "плюсах" платных дорог для водителей, важно отметить экономию не только времени, но и топлива, главными пожирателями которого являются пробки.
Несмотря на неутихающие споры вокруг модернизации дорог путем строительства платных участков, политика российского правительства в отношении платных дорог определена: коммерческие дороги в России будут создаваться, и они будут альтернативными бесплатным. Согласно плану правительства, до 2030 года в России будут открыты более семи тысяч километров новых и обновленных платных и скоростных магистралей, среди которых платный участок трассы М10 "Скандинавия" Санкт-Петербург — Выборг — граница Финляндии; новый платный маршрут Санкт-Петербург — Псков — граница Белоруссии; скоростная автомагистраль Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск; участки дорог на маршруте Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной; участки дорог на маршруте Москва — Смоленск — граница с Белоруссией; участки дорог на маршруте Москва — Нижний Новгород — Казань — Челябинск — граница с Казахстаном; участки дорог на маршруте Москва — Ярославль — Вологда.