Легкий авианосец ВМС Республики Индия, перестроенный из бывшего советско-российского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", без цветов и оркестров вернулся с ходовых испытаний к месту своей модернизации — на верфь "Севмаш" в Северодвинск. Уже ясно, что в нынешнем году авианосец на новую родину не уйдет — испытания выявили множество неполадок.
Много лет подряд северодвинцы, работники военных верфей, проезжая по Ягринскому мосту, соединяющему два района города и две общероссийских верфи — судостроительную "Севмаш" и судоремонтную "Зведочку", наблюдали в окна рейсового автобуса два глобальных сооружения: нефтедобывающую платформу "Приразломная" и модернизируемый для Индии мини-авианосец "Адмирал Горшков".
Пока два этих громадных сооружения виднелись на акватории Северодвинска, рабочие и инженеры дышали легко: работой обеспечены, будущее светлое. Сначала ушла "Приразломная" — и сейчас довольно успешно, что бы там не вещал "Гринпис", работает на шельфе Арктики. Проект (не без замечаний, конечно) оказался довольно успешным. Но отбыла платформа — и разговоры заводчан в автобусах стали грустнее, работы меньше.
Читайте также: Ка-32 обретут новую жизнь в Пекине?
А когда ушел в море на испытания "Горшок" (так по привычке, по-простому, но как-то с нежностью называли северодвинцы уже индийский авианосец "Викрамадитья"), акватория между верфями приобрела сиротливый вид, к которому было трудно привыкнуть. Большие заказы, которыми долгие годы "кормился" Севмаш, ушли.
И вот "Викрамадитья" снова на акватории "Севмаша". Испытания авианосца в Белом и Баренцевом морях выявили неполадки, которые невозможно было устранить на месте, прямо в море, в ходе ходовых испытаний. Пришлось возвращаться в "пенаты" — хотя такое возвращение и не планировалось.
Однако лица заводчан погрустнели еще больше: теперь за устранение неполадок на авианосце по гарантии заплатит уже не Индия, а Россия — по приблизительным оценкам, более миллиарда рублей. Авианосец, конечно же, застрахован, но все-таки…
По словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова, которые приводят СМИ, серьезные неполадки обнаружились, в частности, в новом оборудовании, которое поставлялось по настоянию индийской стороны, контролировавшей ремонт и модернизацию.
"Есть ряд механизмов, которые вышли из строя, в том числе, поставленные странами НАТО. Это три холодильные машины, генераторы азота и еще целый ряд оборудования. Этих поставщиков предложила индийская сторона", — без обиняков сказал Дьячков на встрече с вице-премьером Дмитрием Рогозиным по ситуации с авианосцем, передают СМИ.
Как отметил чуть позднее Рогозин в своем микроблоге в Twitter, дефектные агрегаты действительно поставляли Польша и Великобритания. По всему выходит, что на дополнительный ремонт авианосца "Викрамадитья" теперь потребуется от пяти до семи месяцев и ранее 2013 года Индия корабль не получит.
Есть еще очень важный нюанс, о котором в Северодвинске не говорит, пожалуй, только ленивый. Впрочем, об этом нюансе вещают и специализированные морские сайты. Так, Центральный военно-морской портал приводит рассказ председателя ОСК Андрея Дьячкова.
По его словам, паровые котлы были изготовлены по заявке индийской стороны. На российском флоте традиционно применяются котлы, которые используют в качестве топлива мазут. Индийская сторона сделала заявку на котлы, которые будут работать на дизельном топливе. Такую модернизацию, кстати, очень оперативно (если не спешно) провели в проектном бюро в Санкт-Петербурге, новые (под дизтопливо) котлы были изготовлены на Балтийском судостроительном заводе.
На паровых котлах, применяемых на российских кораблях, в качестве подкладки под кирпичную кладку используется листовой асбест. Он выдерживает необходимую температуру и имеет достаточную плотность. Однако индийская сторона попросила асбест не использовать.
И что же? При первом же выходе энергетической установки на ходовые испытания на большие мощности, до 100 процентов, при осмотре котлов было обнаружено частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки. По данным главы ОСК, также во время испытаний в море российские специалисты, поочередно выводя котлы из действия, произвели ремонт. Последующие испытания на большой мощности также привели к частичному разрушению кладки. Дальнейшие попытки спасти огнеупоры оказались бессмысленными.
Теперь кусочек из разговора двух начальников, который цитируют СМИ. На вопрос Рогозина о том, какой кирпич использовался, Дьячков ответил, что это был шамотный кирпич китайского производства. "К сожалению, российское производство этих материалов давным-давно утрачено", — заявил Дьячков. В общем, уникальный шамотный кирпич у Китая закупали вынужденно, по настоянию тех же индусов. Заинтересован ли тот же Китай в поставке качественных товаров военного назначения в Россию, когда и сам строит свой первый авианосец, это еще вопрос вопросов.
В общем, российская сторона, стиснув зубы и распахнув собственный карман для товаров из Китая и НАТО, то есть на собственные денежки, тяжко чинит индийский легкий авианосец. По словам корабелов "Севмаша" разного должностного уровня, уверенность в том, что "Всемогущий" в конце концов доберется до южных морей, все-таки есть.
Читайте также: Россия выпустила "Всемогущего" в море
Индия корабль получит — это хорошо. А "Севмаш" обретет опыт в строительстве крупных надводных кораблей, тех же авианосцев. Таких ошибок, какие были на "Всемогущем" (так переводится на русский "Викрамадитья"), будем надеяться, не повторится.
Но есть по-настоящему славный момент в ходовых испытаниях авианосца. Это непосредственная работа летной группы МиГ-29. Экипаж в составе героя России заслуженного летчика-испытателя полковника Николая Диордицы и летчика-испытателя корпорации "МиГ" Михаила Беляева выполнил успешную посадку на палубу авианосца. В общем, то, что он авианосец, "Викрамкадитья" с помощью русских летчиков доказал. Что, что он еще и корабль, ему еще предстоит доказать с помощью русских корабелов…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"