В Пекине начнется производство многоцелевых российских вертолетов Ка-32, сообщают китайские СМИ. Этот геликоптер уже много лет является гордостью отечественного вертолетостроения и часто используется для решения специфических задач в экстремальных условиях. В российском холдинге "Вертолеты России" подтверждают факт переговоров с КНР на эту тему.
Вертолет Ка-32А11ВС — это модернизация многоцелевого вертолета КА-32, которая применяется как для транспортировки людей и грузов, так и для выполнения строительно-монтажных работ, погрузки-разгрузки судов, стоящих на рейде и на ходу, для работы в лесопромышленности. Машины этого типа используются в тушении пожаров, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и патрульных операциях.
Примечательно, что машина выполнена на той же технологической платформе, что и российский военный вертолет для ВМФ, так как Ка-32 является гражданской версией военного противолодочного палубного вертолета Ка-27ПЛ. А вот непосредственной предтечей Ка-32 был винтокрыл Ка-22, от доработки которого после двух катастроф во времена СССР предпочли отказаться.
Читайте также: Торговые объятья Китая и КНДР
Как сообщила газета "Жэньмынь Жибао", первый крупный проект по производству российских вертолетов в Китае стартует в пекинской столице. При этом отмечается, что стороны реализуют четыре программы: расширение аэропорта, продажи, сервисное обслуживание и обучение экипажа.
Сейчас основным производителем вертолетов этого типа является ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие". Причем в холдинге "Вертолеты России" пока отрицают наличие договоренностей по открытию предприятия по сборке вертолетов Ка-32 в Китае.
Впрочем, и китайцы не говорят о том, что первый вертолет начнет строиться уже завтра. По словам замгендиректора компании по производству китайско-российских вертолетов Ляна Цзианя, период строительства займет около двух лет, размер объема инвестиций — 4 миллиарда юаней. По подсчетам деловых кругов, через пять лет оборот предприятия составит 65 миллиардов юаней в год.
А в начале сентября на авиасалоне ILA-2012 в Берлине генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров заявил, что изучается возможность организовать лицензионную сборку вертолетов на территории КНР. "Если мы совместно с нашими китайскими партнерами придем к мнению, что сборка какой-то модели на территории Китайской Народной Республики будет выгодней, чем экспортная поставка, то начнем работы по организации там сборочных производств". Гендиректор подчеркнул, что компаниям выгодно создавать свои сборочные производства при заказе от 50-ти вертолетов среднего класса.
По данным китайского издания, на первом этапе проекта будет выпущено 30 крупных вертолетов, годовой объем производства составит около 30 миллиардов юаней. В то же время, проект включает в себя создание структур по конструированию, исследованиям и развитию.
При этом в течение пяти-семи лет китайцы намерены полностью освоить технологию и локализовать производство деталей более чем на 60 процентов. Подчеркивается, что таким образом будут сформированы способности к самостоятельному развитию, проектированию, производству и сборке новых типов вертолетов в Китае. Передача лицензии на производство техники является обычным условием со стороны правительства КНР для выхода на емкий китайский рынок.
При этом Ка-32А11ВС является единственным российским вертолетом, который сертифицирован в Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA) с 2009 года. Машина сертифицирована в Северной и Южной Америке, а также в Азии. То есть технически она может продаваться на рынках большинства стран мира и является самой популярной за рубежом моделью КБ "Камов". Объемные поставки делались в Южную Корею, где парк Ка-32 превышает 60 единиц. Всего было построено свыше 140 машин, которые эксплуатируются в 30 с лишним странах мира.
Таким образом, холдинг "Вертолеты России", возможно, поможет наладить Китаю производство одной из своих лучших машин и выйти с ней на рынок. Согласно недавно опубликованной новой редакции госпрограммы развития отечественного авиапрома, доля России на рынке вертолетов к 2025 году должна составить 13,9 процента в гражданском и 15 процентов в военном сегменте. В 2010 году этот показатель составлял 6 и 12 процентов соответственно. В прежнем варианте программы ставилась задача увеличить долю России на рынке гражданских вертолетов до 27 процентов. По данным холдинга "Вертолеты России", доля предприятия на мировом рынке в денежном выражении в 2011 году составила 14 процентов.
"В любом случае любой производитель рассматривает экспансию на мировой или региональный рынок как важный элемент стратегии развития. В этом плане Россия не должна выступать поставщиком одних лишь природных ресурсов, но и экспортировать сложную высокотехнологичную технику. В данном случае наша вертолетная отрасль, где создан мощный холдинг, способный эффективно продвигать продукцию на мировой рынок, избрала правильную стратегию развития. Сегодня рынок глобализируется, и надо присутствовать во всех его сегментах. Холдинг производит вполне конкурентоспособную продукцию и в этом плане надо делать все, чтобы идти на различные формы кооперации и завоевание новых рынков", — полагает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
О работе с китайцами в двух направлениях в области авиастроения говорил в ходе саммита АТЭС президент страны Владимир Путин. "Первое — создание на базе одного из российских вертолетов крупного современного вертолета", — сказал он. Вторым направлением президент назвал разработку широкофюзеляжного самолета.
А летом сообщалось о том, что переговоры между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и китайским госконцерном Comac о создании СП для разработки нового дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета на базе Ил-96 уже близки к завершению.
Читайте также: Индия обречена на "Куданкулам"
С 2011 года в РФ началось бюджетное финансирование программы перспективного скоростного вертолета: дальность полета летательного аппарата составит 1,5 тысячи километров, а крейсерская скорость — около 450 километров в час. Холдинг "Вертолеты России" параллельно вел разработки Ми-Х1 и Ка-92, рассчитывая на получение средств федерального бюджета по схеме 50 процентов на 50 процентов. В 2011 году из федбюджета было выделено на проект 400 миллионов рублей, а в 2012 году — 700 миллионов рублей.
Планировалось, что первые опытные модели появятся в период с 2015 по 2017 годы, а затем срок был передвинут на 2018 год. Согласно решению Минпромторга, основными получателями бюджетных средств до 2025 года по строительству перспективных вертолетов станут не "Вертолеты России", а научные организации — ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и ряд других отраслевых институтов. На 2013 год холдингу должны были выделить 2,5 миллиарда рублей.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"