Ряд московских автозаправочных станций в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом топлива. С 1 по 5 сентября Московский нефтеперерабатывающий завод якобы отказывал операторам в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98 без объяснения причин. У независимых продавцов опасения вызывают и планы временной приостановки завода на плановый ремонт.
По слухам, прекратить работу могут свыше 35 процентов столичных заправок. МНПЗ контролируется "Газпром нефтью", и поставки в собственные сети при снижении объемов производства для завода будут приоритетом. МНПЗ обеспечивает 40 процентов потребностей региона.
Правда, владелец завода должен зарезервировать объемы топлива, которые способны компенсировать снижение выпуска в период ремонта. Кроме того, МНПЗ наращивает объемы производства за счет проведенной модернизации. В первом полугодии завод выпустил 5,6 миллиона тонн нефтепродуктов, что на 5,42 процента больше показателя за аналогичный период прошлого года. Производство светлых нефтепродуктов, в том числе, высокооктановых бензинов, выросло более чем на шесть процентов. Но завод уже провел "разминку", прекратив отгрузку бензина "независимым" в первых числах сентября.
Читайте также: Николай Стариков: кризис — норма жизни
Тем не менее, слишком часто такие ситуации в последние годы выступали прологом повышения цен. Тем более, что нефтяникам не позволяли повышать цены до окончания выборов и они горят желанием компенсировать "потери". Напомним, что акцизы на бензин повышались с 1 января и с 1 июля. Компаниям не позволяли компенсировать снижение прибыли за счет перекладывания удорожания на плечи конечного потребителя. С 1 января 2012 года акцизы для бензинов стандарта Евро-3 и ниже увеличились на 28-30 процентов, для Евро-4 и Евро-5 — на 33 процента. А с 1 июля 2012 года выросли ставки акцизов для бензина класса Евро-3 и Евро-2 — на 6,7 и 6,2 процента соответственно. И только акцизы на Евро-5 снизились на 24,6 процента.
"Подобная ситуация, безусловно, скажется на стоимости топлива, так как в нее будут закладываться затраты на транспортировку нефтепродуктов. При высоких ценах потребители предпочтут покупать топливо на заправочных станциях, принадлежащих ВИНК, что должно будет привести к временному закрытию независимых заправок. Кроме того, стало известно, что с 1 по 5 сентября МНПЗ отказал независимым операторам в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98 без объяснения причины", — констатирует аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович.
Таким образом, панические слухи вокруг сокращения объемов выпуска на МНПЗ играют на руку крупным нефтекомпаниям и, конечно, будут использоваться всеми звеньями цепочки для наращивания цен. Причем в лидерах повышения окажутся испытывающие дефицит топлива независимые АЗС, на которые будут "равняться" давно поделившие рынок ВИНК, контролирующие основные сети. Впрочем, ВИНК поначалу получат резко выросший поток клиентов на свои АЗС, где бензин будет стоить дешевле. А независимые АЗС за счет паники пытаются стимулировать закупки топлива впрок уже сейчас.
"Эта ситуация, подогреваемая новостями о скорой остановке завода, не могла не отразиться на биржевых ценах на топливо. Сегодня тонна АИ-92 стоила 33,7 тысячи рублей, а тонна АИ-95 — 38,5 тысячи. Плюс доставка из Ярославля 900 рублей и перевалка 400 рублей за каждую тонну. Покупная цена 95-го для нас оказалась 30,6 рубля за литр. С учетом налогов, зарплат сотрудникам и прочих расходов мы вынуждены устанавливать цену в рознице на уровне 33-34 рубля", — заявил собеседник агентства РБК.
При этом Ярославский НПЗ, который может стать альтернативой для независимых АЗС в случае временного прекращения отпуска топлива с МНПЗ, уже продает его существенно дороже московского завода. Дороже будет обходиться и доставка бензина на столичные заправки, что, по расчетам экспертов, может привести к росту цен на бензин на рубль за литр уже в ближайшее время. А в ближайшие два месяца бензин может стать дороже на полтора рубля.
Нельзя исключать и появления в автоколонках "левого" бензина. Умельцы в южных регионах страны продолжают гнать ворованное топливо низкого качества и такого же ценового уровня. Им могут разбавляться объемы нормального бензина, закупаемого на НПЗ. Также может участиться практика продажи АИ-92 под видом более дорогого АИ-95.
Читайте также: Дорожных агрессоров собираются наказывать
Глава нефтепромышленников Геннадий Шмаль отмечает геоэкономические причины, влияющие на ценообразование на рынке.
"Возвращаясь к факторам, которые влияют на ценообразование, надо отметить и то, как у нас размещены нефтеперерабатывающие заводы. Ведь 45 процентов всех мощностей располагаются вдоль Волги. Когда-то это было правильно, ведь Волга являлась главной транспортной магистралью, но сейчас такая территориальная расстановка неправильна. У нас очень мало заводов в Сибири и на Урале. Попробуйте перевезите цистерну бензина из Перми в Красноярск — перевозка будет стоить дороже, чем сам бензин. Нам надо думать о более рациональном размещении заводов, чтобы они могли подменять друг друга в случае плановых ремонтов или реконструкций. Кроме этого, надо учитывать специфику регионов. То есть, в сельскохозяйственных областях, краях и республиках — строить заводы с приоритетом на дизель, в промышленных — на бензин. Стране нужна четкая программа, созданная на основе системного похода, которая бы организовала рынок нефтепродуктов", — полагает глава отраслевой организации.