Китайские миллионеры прибирают к рукам французские виноградники, ввергая в ужас виноделов Франции, скорбящих над ускользающим сквозь пальцы национальным достоянием. Только в Бургундии китайские миллионеры скупили около двадцати виноградников и останавливаться на достигнутом не собираются. Сегодня бизнесмены КНР обратили взоры на регион Бордо.
Повальное увлечение китайских предпринимателей французскими винами переступило потребительский порог. Миллионеры из Поднебесной взяли курс на приобретение плодоносных земель Франции, где растет лучший виноград. В то время как представители Союза виноделов бьют тревогу, власти страны под началом Франсуа Олланда разводят руками, настаивая, что скупка виноградников происходит законным путем.
Интерес к французскому национальному достоянию, как называют виноградники местные жители, китайские предприниматели проявляют уже не первый год. На протяжении 10-15 лет китайцы караулят французский рынок недвижимости и приобретают плодоносные плантации винограда, зачастую примыкающие к старым замкам. Так, в августе этого года во Франции разразился очередной скандал, связанный с покупкой миллионером из КНР замка и виноградника Жевре-Шамбертен в департаменте Кот-д'Ор в Бургундии.
Замок, ставший собственностью хозяина 17 игорных домов в Макао, — это здание бывшего аббатства XI века. Таким образом, он представляет собой памятник истории Франции, который занесен в список охраняемых зданий. На участке, примыкающем к старому замку, разбиты виноградники, дающие превосходные плоды для так называемого "солнечного напитка". И когда прежние владельцы земельного участка, семеро потомков семьи Миттеран, объявили о решении выставить Жевре-Шамбертен на продажу, местная ассоциация виноделов вступила в борьбу за эту недвижимость. Французским виноделам удалось собрать пять миллионов евро на покупку старого виноградника, но кошелек уроженца КНР оказался тяжелее. Жевре-Шамбертен был продан за восемь миллионов китайцу, который стал полноправным владельцем двух гектаров из 15 носящих имя известного виноградника.
С момента этой сделки отношения между жителями Кот-д'Ор и французскими властями дали трещину. Как утверждает глава профсоюза французских виноделов Жан Мишель Гийон, сумма, предложенная китайским бизнесменом, была слишком велика, даже несмотря на все великолепие виноградника Жевре-Шамбертен. По мнению возмущенных деятелей отрасли, если участки будут продаваться каждому воротиле бизнеса, готовому с легкостью распрощаться с миллионами евро, то национальное достояние Франции будет распродано в самое ближайшее время.
Позицию французов можно объяснить не только их страхом перед "оккупацией" французского производства, но и прогнозами об ухудшении производимого на известных виноградниках продукте. Ведь для получения хорошего вина не достаточно одной лишь плодородной почвы старейших виноградников, необходимо еще соблюдать технологический процесс производства и следить за качеством продукта. Кто может дать гарантию, что участие китайцев, которых преследует дурная слава изготовителей некачественного ширпотреба, не отразится на качестве знаменитых французских вин?
Риск здесь действительно есть, ведь покупка французских виноградников бизнесменами КНР обусловлена повышенным спросом к этому продукту на китайском рынке. Между тем, предпринимателям выгодно ориентироваться на потребителей со средним достатком, которым вполне можно поставлять вино среднего качества, главное, чтобы название было громким. А уж этого у французских вин не отнять.
Позиция же французских властей в интерпретации русского фольклора прозвучит следующим образом: "Моя хата с краю, ничего не знаю". То есть власти отвечают, что внедрение китайских инвестиций на рынок происходит законным путем, а значит, вмешательства со стороны правительства не требуется. Как заметили в мэрии Кот-д'Ор, местные виноделы только и способны, что кричать об историческом наследии, а сами при этом не принимают финансового участия в сохранении архитектурных ценностей.
Впрочем, помимо китайских предпринимателей, французские земли интересуют и представителей из других стран, в том числе, обеспеченных россиян, которые владеют виноградником Prieure Saint-Jean-de-Bebian. В той же Бургундии хозяевами отдельных виноградников являются предприниматели из США и Ирландии, а японцы владеют Chateau Lagrange в Бордо. В последнем регионе сегодня активно скупают плантации винограда и китайцы. Исходя из этого можно сделать вывод, что волнение местных жителей связано не с появлением бизнесменов из Поднебесной как таковых.
Корень проблемы гораздо глубже. Французы видят, как с течением времени страна теряет свою производственную силу и становится центром туризма, привлекательным своей историей и архитектурой. И даже французские виноградники — предмет гордости местных жителей и одна из главных отраслей экономки — грозят стать предметом "must have" для обеспеченных толстосумов со всего мира.