Пчеловоды России против зноя и ВТО

 

Прошедшее лето было крайне сложным для российских аграриев, проигравших борьбу с засухой почти во всех сельскохозяйственных направлениях. Единственный сегмент, который отчасти устоял перед ударом природной аномалии, — пчеловодство. А представители отрасли из предгорных районов Алтая и вовсе предполагают собрать вдвое больше урожая, чем год назад.

Безжалостная жара, которая обрушилась в июле на российскую территорию, заставила поволноваться пчеловодов со всей России. Первым ежегодно собирается в разных уголках нашей Родины акациевый и липовый мед, однако этим летом пчеловодов ждало разочарование, потому что из-за жары и засухи эти растения выделяли очень мало нектара. Кроме того, значительно затрудняла сбор густота нектара.

Что касается Алтайского края, то в этих местах пчеловоды с пустыми руками не остались, хотя собранный пчелами с акаций и лип мед не обладает характерным белым цветом. Однако темный цвет продукта не расстраивает алтайских пчеловодов, потому что вкус его не менее сладок, а цена выше, чем стоимость светлого меда. Между тем, хорошими сборами меда могут похвастаться только горные районы Алтайского края — в остальных регионах страны, в особенности степных, складывается плачевная ситуация.

Пессимистичные прогнозы пчеловодов начали появляться уже в середине лета, когда холодный июнь сменился на жаркий июль, и стало очевидно, что самые медоносные растения погибают от зноя, а пчелам совсем нечего собирать. Вскоре забили тревогу пчеловоды Молдавии, которые обеспокоились зимовкой своих подопечных. Как пояснили в Национальной Ассоциации пчеловодов, одной пчелиной семье для зимовки требуется восемь килограммов меда, а взять их не откуда, поскольку засуха сказалась и на подсолнечнике, и на дикорастущих растениях. По словам представителя Ассоциации пчеловодов, год назад одна семья пчел собирала, как минимум, около 14-15 килограммов меда с цветов подсолнечника, этим же летом на севере Молдовы было получено чуть больше пяти килограммов меда, а в центре и на юге — всего порядка двух-трех килограммов.

Еще одной проблемой стало возможное сокращение яйценоскости маток из-за августовской жары. В результате на пасеках могут не появиться молодые пчелы, которые обеспечивают пчелиным семействам качественную зимовку. Таким образом, засушливое лето может быть губительным для пчеловодов, тогда как в иных краях благодаря этому древнему ремеслу выживают целые селения.

В конце июля бедовое настроение постигло и пчеловодов Кузбасса, где отрасли было нанесено сразу два удара. Мало того, что жара "высушила" медоносные растения, так еще и основной источник меда в Кемеровской области — дягиль был поражен цветоедом. В результате сборы с цветков дягиля были крайне малы и печальны для бортников.

На фоне подобных тревожных сообщений, поступающих со всей России, цены на мед стали расти. Казалось бы, пчеловоды, у которых год выдался более урожайным, должны радоваться росту цен на продукт этого сегмента. В первую очередь ликовать должны алтайцы, собравшие в 2012 году меда больше, чем в предыдущем. Однако даже в этой бочке меда есть огромная ложка дегтя.

Совсем не кстати оказалось вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, в результате чего на рынок начинал поступать заграничный мед по крайне низкой цене. Таким образом, отечественные пасечники вынуждены будут либо снижать цены и продавать сладкое лакомство себе в убыток, либо находить новые способы для сбыта продукции, например, сделав акцент на его натуральности. Борьба будет крайне сложной — ведь суррогат, поступающий из-за границы, может стоит в несколько раз дешевле. Так, на алтайских рынках появляется мед по цене 28 рублей за килограмм, тогда как кило настоящего меда, собранного местными пчелами, стоит 80 рублей.

Но надо отдать должное властям Алтайского края, которые осознают, что пчеловодство является одним из главных сегментов экономики региона. В результате местные бортники получают хорошую поддержку. Отрасли выделено особое место в краевой Стратегии развития пищевой промышленности до 2025 года. За это время планируется увеличить объемы переработки меда и сопутствующих продуктов пчеловодства, произведенных на территории края. Также ожидается внедрение новейших технологий в механизм переработки всего спектра пчеловодческих продуктов.

Кроме того, краевые власти планируют раскручивать бренд "Алтайский мед" на рынке в целях повышения конкурентоспособности продуктов отечественного пчеловодства. В рамках этой "раскрутки" власти будут уделять внимание всем видам маркетинговых услуг и сделают акцент на развитии экологического туризма на Алтае. По расчетам местных чиновников, в развитие отрасли будет инвестировано около 176,7 миллиона рублей, из которых 56,7 миллиона будут получены от алтайских предприятий, а остальные 120 миллионов будут взяты в заем. В итоге краевые власти рассчитывают на увеличение объема переработки меда, произведенного на Алтае, до 4 тысяч тонн в год.

Кроме того, будет расширен ассортимент продукции на основе меда и других продуктов пчеловодства, а также улучшено качество. Если поставленные цели будут достигнуты, "Алтайский мед" в рамках ВТО вполне может претендовать на рынки других стран, как качественный и натуральный продукт из горных районов нашей Родины.