Экономисты паникуют: рост зарплат в РФ не отражает позитивные изменения в экономике, что может привести к "греческому синдрому". Населению, часть которого действительно отвыкла от эффективного труда, настойчиво напоминают о том, что оно плохо работает, приводя в качестве доказательства разнообразные статданные. Но так ли это на самом деле?
По данным Росстата, в июле 2012 года среднемесячная заработная плата составила 27 219 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 16,3 процента. Рост в период с января по июль 2012 года составил 15,2 процента.
Впрочем, реальный рост заработных плат, очищенный от инфляционной составляющей, оказался не столь заметен. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в июле 2012 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 2,2 процента, в январе-июле 2012 года — на 2,9 процента.
Словно под копирку выписана и стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в среднем по России, которая за месяц, как и реальные доходы, выросла на 2,2 процента и составила 9631,4 рубля в расчете на месяц.
Читайте также: Призрак бедности бродит по Европе
Одновременно происходит снижение числа безработных. В июле безработица сократилась на 20 тысяч человек по сравнению с июнем и составила 4,124 миллиона человек, или 5,4 процента экономически активного населения.
Экономистов пугает тенденция роста заработных плат при явном запаздывании соответствующего роста показателя производительности труда. "В первый год после кризиса, в 2009 году, зарплата росла медленнее производительности труда, но в дальнейшем вновь возникли признаки "перегрева", — рассказывает "Новым Известиям" главный экономист Центра развития Валерий Миронов. — В промышленности в этом году зарплата в долларовом эквиваленте выросла на десять процентов, в обрабатывающей промышленности — на 11 процентов. А производительность труда — на 4,5 и 6,3 процента соответственно. То есть рост зарплат в два раза опережает рост производительности труда…"
Как отмечает Миронов, в период 2004–2011 годов Россия является лидером среди развитых стран и новых индустриальных стран Азии как по темпам роста заработной платы в обрабатывающей промышленности (в четыре раза), так и по темпам роста удельных трудовых издержек, которые выросли более чем в два раза. Заработные платы в испытывающих долговые проблемы Италии и Испании за этот период увеличились на 26 и 31 процент, а удельные трудовые издержки — на 22 и 14 процентов соответственно.
Схожесть тенденций, по мнению некоторых экспертов, говорит о том, что России также грозит так называемый "греческий синдром", когда заработные платы серьезно отрываются от реальной эффективности экономики, что заставляет правительство ублажать привыкшее к определенному уровню жизни население за счет увеличения собственной долговой нагрузки.
Впрочем, Италия, Испания и Греция не имеют экспортных газа и нефти, которые, как прекрасно известно, и позволяют поддерживать российскую экономику на плаву, несмотря на все видимые перекосы. И как показывает практика, пока поддерживают более-менее исправно. Да и вообще, стоит ли верить поп-аналитикам, оперирующими изначально некорректными массивами данных?
Конечно, реальное лицо российской экономики, если изъять из структуры экспорта нефтегазовую составляющую, металлы и удобрения, выглядит страшновато. Однако постоянные стенания относительно несоответствия роста заработных плат и производительности труда создают впечатление, что это главная проблема нашей экономики. Причем рефрен практически всегда один — плохо работаете. И обращен он именно к трудящимся, занятым в производстве материальных благ.
Эта тема также регулярно всплывает и в комментариях профильных министров. "Откуда западные зарплаты возьмутся, если производительность труда в среднем в 2,5 раза ниже, чем там? Правильнее было бы сказать, что в России на самом деле чаще переплачивают, чем недоплачивают", — отмечает министр экономического развития России Андрей Белоусов.
Между тем, разрыв между доходами беднейших и богатейших слоев населения у нас 15-кратный, а согласно некоторым исследованиям, эту разницу надо бы удвоить. И кто в такой ситуации и кому недоплачивает или переплачивает, еще стоит подумать, прежде чем кивать на Запад.
Читайте также: Какая страна на налоги щедра?
Не будем забывать и о миллионных армиях привязанных к предприятиям охранников-бухгалтеров-секретарей, чье безделье, помноженное на получаемые заработные платы, также оказывает влияние на общую статистику. Но и тут не все так просто. Кто-то ведь охраняет и "таджико-киргизов", которые своим трудовым вкладом влияют на объем выпуска продукции, но в официальных зарплатных ведомостях не светятся.
Используя выборочное сопоставление отдельных показателей, связанных с производительностью труда, основанных на сомнительно корректируемых официальных данных по ВВП и занятости, да еще и в денежном выражении, можно нарисовать все что угодно. Дело в том, что расчет производительности труда в громадных экономиках уже давно не является примитивной задачей, как это представляется по взятым с потолка (или исключительно из Росстата) цифрам в СМИ.
Ситуация настолько запутана, что смотреть надо гораздо шире и глубже, что пытаются делать немногие профессионалы, в СМИ, к слову, не очень засвеченные. А еще лучше, видеть все собственными глазами, ибо цифры могут быть обманчивы...