Peugeot и АвтоВАЗ - друзья по несчастью

Франция спасает свой автопром. Правительство страны готовит план масштабной финансовой поддержки автостроителей — в первую очередь альянса PSA, объединяющего Peugeo и Citroën. Одновременно правительство давит на крупных работодателей, не позволяя сокращать издержки путем увольнений, хотя объем производства авто в стране снижается год от года.

Только в первом полугодии французский производитель Peugeot потерял 662 миллиона евро, котировки компании на бирже просели на 2,5 процента. Негативная динамика фиксируется уже давно. В прошлом году операционные потери Peugeot оценивались в автопроизводитель в 200 миллионов евро ежемесячно.

Это говорит о том, что компания Peugeot-Citroёn продает свои машины себе в убыток. Сейчас при продаже каждой машины альянс теряет 789 евро за автомобиль. Для сравнения, самые успешные немецкие концерны, находятся в весомом плюсе. Так, каждый проданный BMW приносит производителю в среднем 4325 евро, Audi — 4242 евро, Daimler — свыше 3620 евро. Сегодня себестоимость автомобиля, произведенного на заводах Peugeot Citroen во Франции, на 10 процентов выше себестоимости такого же автомобиля, выпущенного в странах Центральной Европы. Одна из главных причин — серьезные социальные обязательства и расходы, которые вынуждены нести французские автопроизводители.

Читайте также: Игрушки Lada: реклама или жест отчаянья

Сейчас европейские заводы Peugeot работают на 76 процентов от своей мощности. Причем еще в первом полугодии прошлого года этот показатель составлял 86 процентов — об этом заявил глава фирмы Филипп Варин. Продажи фирмы продолжают катастрофически падать, а правительство страны настаивает на сохранении числа рабочих мест, хотя свой завод в пригороде Парижа Peugeot планирует закрыть к 2014 году.

Как отмечают многие аналитики, некогда громадная популярность моделей Peugeot и Citroën в Европе ушла в прошлое. Многие нынешние владельцы машин других марок в свое время искренне восхищались Citroën DS с гидропневматической самовыравнивающейся подвеской и 2 CV. Эти модели и в Германии, которая имеет на данный момент самую эффективную в мире автомобильную промышленность, пользовались большим спросом.

Однако французы не сумели уловить тенденции. Европейский рынок перенасыщен, а вот позиции на развивающихся рынках французские концерны даже не пытались завоевать. Причиной тому страусиная позиция правительства страны, которую, как ни странно, в определенном смысле можно считать социально ориентированной и даже патриотической.

В борьбе за сохранение рабочих мест и промышленности на своей территории французы не стали выносить производственные площадки в Китай, Латинскую Америку и другие ныне активно растущие рынки. Сейчас Peugeot и Citroën продают более половины своих автомобилей в Европе — с ее активно сжимающимся рынком и сверхконкуренцией мощных производителей. Вместе с рынком сокращаются и позиции PSA.

За июль наибольшее количество автомобилей в Европе продал Volkswagen — 133465 машин, что на 3,4 процента ниже показателя годичной давности. Второе место занял Ford, реализовавший 69851 автомобиль (минус 15 процентов), а на третье место вышел Peugeot, чьи продажи снизились на 14,1 процента и составили 62846 единиц.

Однако тот же Volkswagen в Европе продает только треть своих автомобилей, поэтому сокращение сбыта в Старом Свете с лихвой компенсируется ростом продаж в Азии, Америке, России. Благодаря этой наступательной тактике сохраняются и рабочие места. А вот занявшим оборонительную позицию французам, судя по всему, придется пройти жесткую фазу реформирования всей отрасли.

Еще одной ошибкой альянса эксперты считают отсутствие внедорожников в продуктовой линейке, бум продаж которых компания практически прозевала. Вместо этого PSA постаралась совершить прыжок в будущее, сделав акцент на разработке гибридных автомобилей с дизельными и электрическими движками. Однако их высокая потребительская стоимость на фоне падения продаж в Европе поставила крест на этих амбициозных планах.

В то же время французское правительство от идей своих предшественников отказываться не собирается. Да и спешить уже некуда: сражаться за долю на внешних рынках против немецких монстров и высокорентабельных корейцев с такими финансовыми показателями — дело бесперспективное. В лучших российских традициях автопром начинают накачивать госсредствами.

Как сообщил министр промышленности Франции Арно Монтебур, власти страны планируют вложить в него 665 миллионов евро (807 миллионов долларов). Основные цели — сохранить рабочие места и выпускать те самые гибридные "автомобили завтрашнего дня". Часть суммы в 450 миллионов евро будет направлена на поддержку производителей автокомплектующих, передает Bloomberg.

Впрочем, пока французские власти не будут вливать капитал напрямую в компании. Основная декларируемая цель — повысить продажи новых гибридных автомобилей с помощью финансовых стимулов покупателям. Так, покупатель электромобиля получит 7 тысяч евро, а владельцу свежесобранного гибрида машина обойдется на 4 тысячи евро дешевле. Параллельно власти повышают налоги на машины с большим расходом топлива.

Читайте также: "АвтоВАЗ" апгрейдят по-японски

Правда, директор концерна Филиппа Варэн PSA пессимистично напоминает, что реализованная пару лет назад программа утилизации старых автомобилей вызвала лишь краткосрочный эффект и впоследствии привела к резкому падению спроса.

В PSA выход в сокращении издержек. План предполагает их снижение на 1,5 миллиарда евро до 2015 года. Без масштабного сокращения персонала сделать это не удастся. Вероятно, французскому президенту Олланду, традиционно оседлавшему социалистические лозунги, придется поступиться нажитым электоральным капиталом в свете явно назревших структурных реформ в отрасли. Делать это придется в условиях растущего недовольства профсоюзов.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"