Малый и средний бизнес страны нуждается в поддержке — для российских властей это направление работы является приоритетным. Тем не менее, непосредственно в Москве в настоящее время происходит упорядочение нестационарных торговых объектов, что часто приводит к возмущению со стороны предпринимателей. Как достичь компромисса в этом непростом вопросе?
Правительство Москвы в июне 2011 года приняло Концепцию развития розничной и оптовой торговли. Власти столицы, руководствуясь этим документом, производит снос торговых павильонов и киосков. Как показывает практика, часто эти действия экономически неоправданны — рушится чей-то бизнес, а местные жители остаются без возможности совершать покупки и получать услуги в шаговой доступности по умеренным ценам.
В связи с этим Департамент торговли и услуг города столицы разработал проект "О критериях допустимости размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в городе Москве", который в конце недели обсуждался на расширенном заседании Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской ТПП.
Чиновники и предприниматели пытались договориться о критериях, которые должны стать едиными городскими нормативами, обязательными к исполнению как при упорядочении уже имеющихся нестационарных объектов торговли, так и размещении новых без рисков для функционирования и развития всех видов городской инфраструктуры.
Читайте также: Почему нас пугает безнал?
Генеральный директор МТПП Юрий Азаров заявил, палата не первый раз обсуждает проблемы, возникшие в сфере мелкорозничной торговли. Так, год назад палата встала на защиту предпринимателей — арендаторов подземных пешеходных переходов и помогла им сохранить свой бизнес, а также отстаивала интересы малого бизнеса, развернутого на остановочно-торговых модулях. Однако, несмотря на совместные усилия МТПП и бизнеса, результаты оказались неутешительными: предприниматели и работники ОТМ лишились своего дела и работы в результате отмены руководством города ранее принятого решения Правительства Москвы о создании остановочно-торговых модулей без соответствующей компенсации.
Азаров подчеркнул необходимость поиска компромиссного решения, которое устроило бы всех: предпринимателей, администрации, а главное, жителей города. Руководитель Московской торгово-промышленной палаты и председатель профильного Комитета МТПП Михаил Мандалян выразили признательность Департаменту торговли и услуг города Москвы за сотрудничество с бизнес-сообществом при разработке критериев.
Сам проект был представлен консультантом отдела нестационарной розничной торговли Департамента торговли и услуг города Москвы Алексеем Фроловым. В своем выступлении он отметил, что проект создавался с учетом мнения предпринимательского сообщества, общественных организаций и профессиональных экспертов и базируется на действующей федеральной нормативной базе.
Причиной его разработки стали недостатки существующей нормативной базы и усилившееся давление со стороны граждан, которые завалили Департамент жалобами в связи с массовым сносом нестационарных торговых объектов. Необходимо было создать четкие правила, не подлежащие двоякому толкованию, и они были разработаны в виде критериев, представленных в числовом выражении.
Читайте также: В супермаркетах и обманщики - супер
По сути, упомянутые критерии определяют размеры зон, ограничивающих размещение нестационарных объектов у перекрестков, входов/выходов подземных переходов, сооружений Метрополитена, остановок общественного транспорта, витрин, окон жилых домов и у края проезжей части. Алексей Фролов заявил, что проект согласован с Москомархитектурой и другими заинтересованными ведомствами, кроме Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, который предложил свои более жесткие ограничения по размещению нестационарных объектов у остановок общественного транспорта и у края проезжей части.
Со своей стороны, заместитель начальника отдела Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Виктор Саушкин заявил, что одна из главных задач работы Департамента по увеличению интенсивности работы наземного городского транспортаначала успешно решаться благодаря введению выделенных полос для общественного транспорта: введение шести выделенных полос уже привели к увеличению пассажироперевозок на 12 процентов.
Требуемые ограничения в отношении нестационарных объектов у остановок общественного транспорта преследуют целью не создавать помехи работе общественного транспорта и полностью соответствуют федеральным нормативам. По его словам, особенно важно соблюдать у остановок с максимальной транспортной нагрузкой, например, вблизи вокзалов и аэропортов. Представители бизнеса отметили, что в основном требования Департамента понятны, но мало реализуемы на практике — объекты некуда будет ставить.
Читайте также: Москва ставит ярмарки на денежный поток
Причины этого — в самом принципе застройки Москвы. Центр города известен узкими тротуарами, а остальные улицы отличаются незначительными расстояниями между остановками. Руководитель Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы Сергей Марков заявил, что неправильно решать проблемы транспорта за счет бизнеса. По его словам, если недобросовестные автолюбители нарушают правила дорожного движения, совершая покупку в торговой точке, было бы правильно всерьез заняться борьбой с нарушителями и не подменять необходимость соблюдения правил дорожного движения уничтожением мелкорозничной торговли.
Руководитель экспертно-аналитического центра Межрегионального профсоюза предпринимателей Полина Денисова добавила, что одним из способов решения транспортной проблемы является сведение к минимуму практики "дальних покупок" у горожан, требующих поездок на общественном или личном транспорте. Решению этой задачи как раз и способствует развитие нестационарной розничной торговли шаговой доступности, а не ее искоренение новыми жесткими правилами.
О том, какую важную роль нестационарные объекты торговли и услуг шаговой доступности играют для людей с ограниченными физическими возможностями, говорил председатель Центральной окружной организации МГО Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Игорь Федотов. Массовый снос палаток и павильонов, где можно было не только купить хлеб, молоко и другие необходимые продукты, но и починить обувь или воспользоваться услугами металлоремонта, лишил многих жителей привычных удобств, а социально незащищенным людям принес массу дополнительных забот.
Во время дискуссии Саушкин, поясняя позицию Департамента, предлагал разрешить продажу проездных и театральных билетов, печатной продукции и мороженого. Предприниматели в ответ на это заявили, что было бы логичнее составить перечень неразрешенных к продаже товаров, предоставив предпринимателям самим составить ассортимент продукции, ориентируясь на вкусы покупателей.
Читайте также: Добрые дела - это торговля с мирозданием
Обсуждение вопроса приобрело совершенно абстрактный характер, когда выяснилось, что ни Департамент торговли и услуг, ни Департамент транспорта не проводили анализ данных о последствиях для бизнеса предлагаемых критериев. В результате участники встречи приняли обратиться к заместителю мэра Москвы, председателю МВК по потребительскому рынку Андрею Шаронову с просьбой ускорить работу по принятию проекта "О критериях допустимости размещения нестационарных торговых объектов в г. Москве" как документа, имеющего исключительную актуальность и значимость для участников рынка нестационарной розничной торговли и услуг, оговаривая при этом возможность для предпринимателей в случае нестандартной ситуации, выходящей за рамки утвержденных критериев, участвовать в рассмотрении ситуации и принятии по ней решения Межведомственной комиссии по потребительскому рынку.
Таким образом, проект критериев уже создан, дело за его принятием. Возможно, эти критерии когда-нибудь будут согласованы таким образом, что учтут интересы населения в рамках текущего законодательства. Москва должна быть комфортной для проживания и предпринимательской деятельности — властям в первую очередь необходимо этим руководствоваться и учитывать результаты и последствия предлагаемых нововведений для бизнеса и города в целом.
Читайте все самое интересное в рубрике "Экономика"