Россия не жаждет платить за парниковые газы. Об этом говорит законопроект, внесенный на рассмотрение в осеннюю сессию ГД РФ. Документ предусматривает запрет российским авиакомпаниям покупать квоты на выбросы, принятые в Европе. Тем временем, платежи уже полгода как начисляются, и отечественные авиаперевозчики рискуют оказаться между двух огней.
Изменения в закон "O защите окружающей среды" будут рассмотрены депутатами в октябре 2012 года. Идея этого документа заключается в том, что правительство РФ обретет право не позволять авиаперевозчикам нашей страны "повиноваться" экологическому закону ЕС. В случае принятия данного законопроекта Россия породнится с Китаем и еще несколькими странами, власти которых также не считают необходимым контролировать выброс парниковых газов, опираясь, по-видимому, на принцип "после нас — хоть потоп".
В то же время нельзя сказать, чтобы российские авиакомпании были в восторге от готовящихся поправок. Ведь европейский законопроект, предусматривающий "углеродный налог", вступил в силу 1 января 2012 года. Таким образом, в первый день 2013 года всем авиакомпаниям, летающим через воздушное пространство ЕС, будет выставлен счет. И положение российских авиакомпаний будет весьма затруднительным, если власти не позволят по нему платить. А между тем, за неуплату квот ЕС грозится штрафовать все компании, а в худшем случае — запрещать летать на своей территории.
Тем не менее, Евросоюз справедливо допускает, что зарубежные компании могут отказаться от уплаты налога, но в этом случае на их защиту должна встать страна, где они зарегистрированы. То есть подписание соответствующего закона — вынужденная мера тех государств, которые "не доросли" до "углеродного налога". К слову, в числе "неоперившихся" стран выступают и США, где законопроект о запрете участия авиакомпаний в системе ETS поддержала верхняя палата. Голосование же по данному документу в Штатах состоится в сентябре.
Читайте также: Энергетики страны доверятся ветру?
Напомним, гражданская авиация была включена ЕС в систему торговли квотами на выброс парниковых газов в 2011 году. Она предусматривает покупку квот каждой авиакомпанией, однако нормативы у всех индивидуальные. 85 процентов квоты авиакомпании не выплачивают, а платят только 15 процентов. При этом Евросоюз не стал отделять собственное воздушное пространство от мирового, поэтому авиаперевозчики должны платить не только за километры полета над странами ЕС, а за весь маршрут. Кроме того, закон предусматривает, что авиакомпании будут вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов в окружающую среду.
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, дополнительные расходы авиакомпаний в результате введенной системы покупки квот составят около одного миллиарда евро. По итогам текущего года российские авиаперевозчики заплатят примерно 25-30 миллионов евро. Причем лидером по парниковым выбросам является госкомпания "Аэрофлот", на долю которой приходится 80 процентов от общей суммы выплат российских авиаперевозчиков.
Однако в нежелании участвовать в спектакле с квотами Россия оказалась не одинока. Инициативу Евросоюза сразу восприняли в штыки несколько отдельных стран. На прошлой неделе государства-противники законопроекта провели встречу, результатом которой стало решение выработать собственные стандарты экологичности для авиатранспорта.
Читайте также: Зеленый материк против чистой энергетики
Помимо США, Китая и России, на попятную ЕС не желает идти и Индия, которая пригрозила ввести запрет на пролет самолетов европейских авиакомпаний через свое воздушное пространство в том случае, если ЕС применит санкции по отношению к индийским авиакомпаниям. К слову, угрозы в сторону ЕС исходили и от российского правительства. Так, Россия может ввести ограничения для европейских авиакомпаний по увеличению частоты использования транссибирских магистралей. А ввод запрета на участие российских авиакомпаний в торговле квотами предполагался как одна из мер влияния на ЕС.
На данный момент экологическим аспектом авиаперевозок занимается Международная организация гражданской авиации. "Встреча подтвердила, и ничего удивительного в этом нет, очень серьезную и сильную оппозицию применению системы квот в отношении иностранных авиаперевозчиков, но также выявила наличие большой заинтересованности у стран-участников встречи в продолжении деятельности, начатой Международной организацией гражданской авиации. Речь в том числе идет о выработке стандартов на выбросы углекислого газа для самолетов и двигателей", — цитируют СМИ заявление заместителя главы Минтранса Валерия Окулова.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"