Удачный ребрендинг поможет очистить и высушить даже самую подмоченную репутацию. Обращаясь в новую компанию, клиенты никогда не догадаются о ее темном прошлом и о роковых ошибках, повлекших дурную славу. Казалось бы, каждый имеет право на промах и шанс на исправление, но стоит ли давать шанс авиакомпании, по вине которой погибли 44 пассажира?
Изначально ребрендинг был задуман как комплекс мер по "перекройке" концепции компании или производимого товара. Бизнесмены приходили к решению что-то изменить, когда вставала необходимость повысить доход, выйти на новый уровень развития или привлечь свежих клиентов. В то же время компании-долгожители, такие как "Кока-Кола" и PepsiCo, вынуждены периодически прибегать к ребрендингу для того, чтобы "осовременить" свой товар.
Между тем, ребрендинг имеет одну неприятную черту. Часто он является лишь главным участником маскарада, который устраивают компании, чтобы отмыть темные пятна со своей репутации. Например, на днях стало известно о кровавом прошлом компании "Эталон", действующей на территории РФ. Оказалось, что самолет именно этой компании потерпел катастрофу в сентябре 2011 года под Ярославлем, в которой погибли участники хоккейной команды "Локомотив" из Ярославля. Год назад данная фирма носила название "Як-Сервис" и работала под другим юридическим адресом.
Напомним, трагедия 7 сентября, по выводам экспертов, произошла по вине экипажа, не согласовавшего действия на взлете. Ошибки при подготовке пилотов привели к торможению лайнера на взлетно-посадочной полосе, после чего произошла катастрофа. Также эксперты обнаружили в крови одного из пилотов замедляющий реакцию препарат. Разумеется, после полученных в результате внеплановой проверки организации летной работы сведений Росавиация поспешила отозвать у перевозчика "Як-Сервис" лицензию, и в том же месяце компания официально прекратила свою деятельность. Или сделала вид, что прекратила…
Читайте также: Хроника авиакатастроф мирового спорта
О "воскрешении" компании "Як-Сервис" под новым названием сообщает газета "Известия", отмечая, что реквизиты ЗАО "Эталон" соответствуют реквизитам лишенного лицензии авиаперевозчика. Выходит, что ребрендинг печально известного "Як-Сервиса" заключался лишь в смене его названия и переезде из Москвы в Воронеж, который состоится в ближайшее время. Интересно, что в том же бизнес-центре, где будет арендовать помещение компания "Эталон", раньше как раз "квартировал" офис компании, самолет которой потерпел крушение.
Однако, по словам представителя Росавиации Сергея Извольского, в базе эксплуатантов перевозчика под названием "Эталон" нет. Он также подчеркнул, что после аннулирования сертификата компания не может работать в сфере "Пассажирские перевозки". Но существует одна лазейка, которая позволит фирме заниматься деятельностью по фрахтовке других перевозчиков. По-видимому, окончательно фирма с российского рынка уходить не собирается.
Подобные ситуации, к сожалению, в нашей стране не редкость. Так, в мае 2012 года в СМИ появилась информация о том, что скандальная компания "Ланта-Тур", чей "косяк" исправлялся на государственном уровне, возобновила туристическую деятельность. Подозрение пало на ООО "Морские круизы", основателями которого выступают родственники супругов Пучковых, учредителей "Ланты-тура". Фирма, продающая морские круизы, была основана 28 декабря прошлого года, а уже 5 мая ее включили в единый реестр туроператоров. Любопытно, что в числе партнеров "Морских круизов", состоит компания Royal Caribbean, которую эксклюзивно представляла в России обанкротившаяся "Ланта". Кроме того, фирма Пучковых более всего ориентировалась на круизы, что также не может не наталкивать на мысль, что оскандалившиеся на всю страну предприниматели снова решили испытать судьбу в бизнесе.
Читайте также: Турфирмы обзаведутся "подушками безопасности"
Вопрос с "Ланта-тур" стоит довольно остро, если учесть информацию, растиражированную СМИ в прошлом месяце, о том, что обманутые туроператором туристы получили лишь половину выплат. А ведь с момента банкротства компании прошло уже полгода и должны Людмила и Игорь Пучковы не только туристам, но и банкам. Кроме того, по факту банкротства "Ланта-тур" заведено уголовное дело о мошенничестве.
Перечисленные случаи — это лишь верхушка айсберга. В океане российского среднего и малого бизнеса такие истории крушения и возрождения фирм под новыми именами происходят регулярно. К сожалению, достоянием общественности становятся лишь самые громкие дела, связанные с трагическими случаями или с большим количеством пострадавших. Печальная действительность заключается в том, что такие "эталоны" ребрендинга довольно сложно контролировать и обыкновенные граждане, по большому счету, вынуждены блуждать по рынку услуг буквально с закрытыми глазами.