Акцизы на высококачественное топливо могут взлететь в связи с нехваткой денег на строительство дорог в РФ. Минфин подумывает повысить акцизы на топливо "Евро-4" и "Евро-5", что позволит заполнить "пробелы" в дорожных фондах, возникшие в результате постепенного отказа от производства топлива низкого качества. Вокруг инициативы уже сгущаются тучи.
О необходимости строительства новых дорог на территории России, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, заявил глава государства Владимир Путин в своей предвыборной программе. Однако из-за решения о введении дифференцированных ставок акциза на бензин дорожные фонды беднеют на глазах, и теперь Минфин вынужден всерьез задуматься о поиске новых путей получения прибыли.
Читайте также: Купил автомобиль - плати за утиль
Сегодня речь идет о повышении ассигнования дорожной отрасли на 26,7 миллиарда рублей в 2014 году и 63,2 миллиарда — в 2015 году. А затем, до 2020 года, бюджет потратит на поддержание масштабных проектов строительства инфраструктуры около 300 миллиардов рублей, а то и больше. В этом случае правительство будет в состоянии выполнить обещания президента, но государственные мужи хватаются за голову и задаются вечным вопросом: "Где взять деньги?".
Впрочем, зачем искать изысканные пути решения проблемы дорожного финансирования, если решение лежит на поверхности? Вернее, гоняет по ней автомобили. Акцизы на топливо — чем не выход?! Как заметил глава министерства финансов Антон Силуанов, дыры в дорожных фондах можно залатать, пересмотрев акцизы на качественное топливо классов "Евро-4" и "Евро-5". Однако закипающим от злости и несправедливости автомобилистам следует умерить свой пыл, ибо министр отметил, что для конечных потребителей цена на бензин вырасти не должна. Правдивость его слов проверит время, однако уже сегодня аналитики сходятся во мнении, что на розничной цене бензина рост акцизов скажется.
С другой стороны, строить и латать дороги в России, безусловно, надо с большим рвением и с еще большей ответственностью. С производителей низкокачественного топлива, которых бы следовало обложить высокими акцизами в первую очередь, спрашивать нечего, ибо сегодня их положение и так незавидное. Напомним, что топливный рынок подвергся реорганизации всего месяц назад, 1 июля. В результате ставки акциза на бензин класса 3 были подняты до 6,5 процента, на "внеклассовый" бензин — до 6,8 процента, на бензин класса 4 — сохранены на прежнем уровне, класса 5 — снижены на 24,6 процента.
Решением об изменении ставок акцизов принадлежало Минэнерго, которое обрушило волну негодования по поводу сомнительного качества топлива на российские нефтяные компании. Последние быстро осеклись и в стремлении по максимуму воспользоваться июльским снижением акцизов на "Евро-5" сразу уже увеличили производство топлива этого класса. Что касается топлива ниже пятого класса, то власти готовят запрет на его производство уже к 2016 году. Но розовая мечта всех звеньев топливной цепочки о выгодном производстве качественного топлива, похоже, разобьется о суровую действительность. Осчастливленные нефтяники, судя по всему, угодят "в лапы" Минфина.
К слову, само решение Минэнерго оказалось невыгодно дорожному сектору, фонды которого до сей поры в основном пополнялись за счет акцизов на топливо. Черный юмор заключается в том, что российские нефтяные компании неожиданно для властей, не раздумывая, попрощались с грязным топливом, и разом начали производить чистое. Так, например, компании компании "Лукойл" и "Башнефть" спешно перешли на новые стандарты. И правильно сделали, ибо, как гласит русская поговорка, ковать железо следует, пока горячо. А между тем, российские власти еще в июне заикались о том, что не горами повышение акцизов на высококачественное топливо. Кроме того, речь шла об отмене транспортного налога, однако эта инициатива вызвала неодобрение со стороны региональных властей.
Между тем, иные эксперты склоняются к мнению, что Минфин лукавит, говоря о нехватке денег на реализацию обещаний действующего президента. Так, "Российская газета" приводит слова президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля: "Почему запланированных 90 миллиардов рублей Минфину недостаточно? Ведь у нас в стране свой щебень, свой битум, есть и технологии. Вполне можно качественно и недорого построить дороги, которые бы не пришлось ремонтировать по 15-20 лет. Климат тут не оправдание. Сумели же в Китае всю страну в рекордные сроки опоясать прекрасными шоссе. Надо сначала проверить, отчего у нас самый дорогой километр дорог в мире, а уже потом акцизы повышать".
Читайте также: Сигаретные баталии подогревает контрафакт
Впрочем, отбрасывая излишнюю подозрительность, обратимся к мнению экспертов, вполне объективно оценивающих последствия решения Минфина. Путей развития, судя по всему, будет два: либо повышение акцизов будет незначительно и нефтяники смогут потянуть допрасходы, тем более, что правительство пообещало компаниям компенсировать затраты на модернизацию НПЗ через пониженный акциз; либо произойдет удар по розничным ценам, и Минфину останется лишь развести руками: мол "хотели как лучше, а оказалось как всегда"…
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"