В России недавно вступил в силу закон о запрете рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. По отечественной традиции, производители уже ищут в нем лазейки, а эксперты открыто сомневаются в наличии связи между рекламой и вредными привычками населения.
23 июля 2012 года в России вступил в силу запрет на рекламу алкогольной продукции в интернете и на телевидении. Согласно федеральному закону от 18.07.2011 N 218, реклама алкогольной продукции, в том числе и пива, запрещена на интернет-сайтах, прошедших регистрацию в качестве СМИ.
Напомним, что соответствующий законопроект, предусматривающий изменения статьи 21 закона "О рекламе", внесли в конце мая в нижнюю палату парламента депутаты-единороссы Сергей Железняк, Мария Кожевникова, Ирина Роднина, Игорь Руденский и Ирина Яровая.
В настоящее время реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой, последней полосах газет и обложках журналов, а также в теле- и радиопрограммах и в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
По мнению авторов законодательной инициативы, "основная цель законопроекта - создание условий, препятствующих потреблению молодыми людьми алкогольной продукции, в том числе и пива. Принятие федерального закона не потребует изменения или принятия других актов федерального законодательства".
Читайте также: Производители водки и вина "дали жару"
Этот шаг был следующим после того, как пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, с содержанием этилового спирта более полпроцента от объема готовой продукции, приравняли к алкогольной продукции. По мнению экспертов, рекламодатели попытаются обойти указанный запрет путем рекламирования безалкогольного пива.
Но согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона "О рекламе", в соответствии с которыми "недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара", долго использовать эту лазейку производители не смогут.
Соответственно, если в телевизионной рекламе безалкогольного пива будет демонстрироваться товарный знак, который индивидуализирует в том числе алкогольное пиво,наименование продавца или изготовителя безалкогольного пива, который одновременно является производителем алкогольного пива, и при этом из рекламы не будет следовать, что объектом рекламирования является безалкогольное пиво, такая реклама может быть признана ненадлежащей.
Читайте по теме: "Сухой закон" возвращается в Россию?
Эксперт совета по акцизной политике при комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Марина Петрухина считает, что запрет на рекламу алкоголя можно рассматривать лишь как очень маленький шаг в борьбе с алкоголизацией населения: "Тут разве что суть в привлечении внимания к проблемам населения с алкоголем. Очевидно, что этот шаг не сможет кардинально изменить ситуацию в стране. Сам запрет на рекламу алкоголя в отношении общества совершенно не влияет ни на что, если ничего другого государством не делается. Получается изображение бурной деятельности, а на самом деле ситуация не разрешается. Люди просто будут узнавать о напитках непосредственно в местах, где они продаются. Реклама станет более изощренной, но на объемы продаж это никак не повлияет".
Пожалуй, единственное, на что в ближайшее время повлияет законодательный запрет, - это рекламные бюджеты сетевых СМИ. Производители вынуждены будут направить средства в другое русло, искать иные способы продвижения товара, разрабатывать принципиально новые стратегии, создавать торговые марки. "Бизнес - он на то и бизнес, чтобы искать новые пути развития, искать выходы на конечного потребителя и зарабатывать деньги. А бороться с алкоголизацией населения должно в первую очередь правительство - созданием нормальных условий для жизни и реализации потенциала в стране, в которой должна быть позитивная атмосфера. Но это дело будущего. А пока у нас не будет массированной рекламы алкоголя, только и всего", - констатирует Марина Петрухина.
Читайте все самое интересное в рубрике "Экономика".