США засосала опасная трясина еврозоны

Европа, изнывающая от мирового финансового кризиса, тянет ко дну и Соединенные Штаты Америки. Туризм, торговля и сырьевая отрасль, которые раньше поддерживали экономику ориентированных на них штатов, теперь не востребованы. Тесные экономические отношения между США и ЕС привели к тому, что мощные удары европейского кризиса ощущаются и за океаном.

Согласно исследованию, который провел старший экономист компании Wells Fargo Марк Витнер, хуже всего приходится штатам, экономика которых зависит от экспорта. Не самые приятные моменты сегодня переживают Юта, Западная Вирджиния и Невада, которые удачно торговали природными ресурсами, и главным рынком сбыта для них были страны Евросоюза. "Кормильцами" Юты и Невады были золото и серебро, которые штаты с успехом переправляли за Атлантический океан для на тот момент зажиточных и влюбленных в драгметаллы жителей Старого света. Теперь ситуация в корне изменилась, и эстетические потребности уступили место этическим и материальным. О каком золоте может быть речь, когда король Испании вынужден урезать свою зарплату на 7 процентов?

Читайте также: Германия указала Греции на дверь

Камнем на шее Западной Вирджинии стал уголь, поскольку штат является крупнейшим его экспортером. Наравне с Вирджинией страдает и Луизиана, чья экономика зиждется на нефтяной и химической отраслях. Однако уже в первом полугодии экспорт химикатов из Луизианы в Европу упал на 31 процент.

По цепной реакции кризис Евросоюза больно ударил и по экономике Южной Каролины, которая сконцентрирована на транспортной отрасли. Всего в штате более 250 компаний, работающих в этом направлении. В общей сложности в них трудятся более 32 тысяч пар рук. Но за последний год экспорт в штате упал на 1,4 процента от ВВП. Однако экономике штата помогает сдержать удар инвестирование в предприятия, в том числе в новый завод по строительству лайнеров Boeing — самых востребованных по всему миру.

В то же время штат Алабама, процветавший благодаря экспорту транспортных средств, зафиксировал серьезное падение спроса на легковые и грузовые автомобили. Однако удар смягчает своевременно начавшееся расширение производства на заводах компаний Mercedes-Benz, Honda и Hyundai.

А между тем, в торговых отношениях между странами принимает участие немало людей. Согласно информации Управления торгового представителя США, в торговле между Евросоюзом и США задействованы свыше 7 миллионов сотрудников, через руки которых каждый день проходит около 3,6 миллиарда долларов. Выходит, что замедление и сокращение экспорта создает дефицит рабочих мест не только в Европе, но и в Штатах.

Впрочем, на Евросоюзе свет клином не сошелся, и если европейцам сегодня не до самолетов, то в других странах мира наблюдаются немалые потребности в авиационной промышленности. Это и спасает на сегодняшний день штат Вашингтон, чья экономика на 71 процент состоит из дохода от авиапромышленности. Тем не менее, экономист Марк Витнер высказал опасение, что если авиационный экспорт в дальнейшем продолжит замедляться, то экономика Вашингтона начнет ощущать серьезный финансовый голод. В том же положении окажется и Коннектикут, который на две трети зависит от продажи самолетов и сопутствующего оборудования.

Тучи сгустились и над штатами, чья экономика традиционно подпитывается от туристической отрасли. Корень проблемы заключается в том, что 40 процентов всех отдыхающих в Соединенных штатах — европейцы. А сегодня этот значительный сектор туризма сократился, что заметно отразилось на бюджетах городов, привлекающих путешественников. От кризиса в Евросоюзе страдают Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Сан-Франциско, Лас-Вегас, Орландо, а также штаты Флорида и Вашингтон. Хуже всего финансовая ситуация в еврозоне влияет на экономику штатов восточного побережья США.

Кризис также нанес удар по финансовым центрам страны — Нью-Йорку, Чикаго, Филадельфии и Бостону. В прошлом месяце The Wall Street Journal сообщал о сокращении 18 тысяч работников шести крупнейших американских финансовых компаний за минувший год. А это 1,6 процента от общего объема рабочих мест.

Выходит, что американцы неспроста смотрят на терзания Евросоюза, сдвинув брови. Еще в феврале текущего года старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Эдвин Труман признался, что реальный экономический ущерб, нанесенный мировой экономике погрязшими в кризисе странами ЕС, уже составляет 1 триллион долларов США. В этой связи президент Штатов Барак Обама едва ли ни каждую неделю общается с Ангелой Меркель о всевозможных способах борьбы с затяжной проблемой. Однако встречи их проходят безрезультатно.

В то же время, любопытно заметить, что когда Европа попросила об увеличении финансовой помощи через МВФ для создания системы финансовой защиты, и глава фонда призвала подключиться к решению проблемы другие страны, свое согласие дали Китай и Япония — США же неохотно отмахнулись. Впрочем, помощь из-за океана все же поступает в некоторые страны, а требовать от Америки существенной поддержки в свете последних событий не стоит.

Читайте также: Десять исчезающих профессий в США

Ведь в начале июля глава МВФ Кристин Лагард посоветовала США спасать свою экономику, заметив, что "экономическое оздоровление в США по-прежнему еле теплится и зависит от возросших факторов риска — в свете финансовой напряженности в зоне евро и неопределенности с домашними финансово-бюджетными планами". В то же время Лагард подчеркнула, что в случае краха экономики, США могут не надеяться на помощь МВФ, ибо фонд не располагает ресурсами, способными поднять с колен страну с зыбким статусом "первой экономики планеты". В итоге это означает, что спасение утопающих — дело рук сами утопающих, и приступать к этому делу Штатам уже самое время.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"