На днях в Москве состоялась пресс-конференция на тему "Ярмарочная торговля: перспективы развития". По словам выступавшего на ней Алексея Немерюка, развитие ярмарок в мегаполисе на данный момент - тема более чем важная для столичного департамента торговли, так как включает в себя вопросы, которые находятся именно в ведении властей, - цены, доставку, качество и шаговую доступность.
Еще относительно недавно столица не имела своих сельхозпроизводителей и полностью зависела от поставок извне. В 2001 году при тогдашнем мэре Юрии Лужкове сельхозпроизводители стали приезжать в Москву торговать своей продукцией без посредников - по три на специально организованных площадках. Но удовлетворить аппетиты огромного города достаточно сложно, поэтому развитие ярмарок идет по нарастающей: множатся они сами, увеличивается число участников, расширяется география регионов, где ярмарочные площадки Москвы рассматривают как поле для быстрого сбыта своей продукции на выгодных условиях.
Некоторые торговые "точки" уже стабильно зарекомендовали себя как популярные среди москвичей, другие пока не могут похвастаться высоким спросом на реализуемые там товары. Логично, что дислокация действующих ярмарок находится в прямой зависимости от уровня спроса среди местного населения. Это явно не тот случай, когда пределом мечтаний является местечко чуть ли не под стенами Кремля: подчас торговые площадки за МКАДом дают гораздо большую отдачу, чем ярмарки, размещенные в Центральном административном округе.
По словам руководителя департамента, реализация продукции на ярмарках выходного дня в 2011 году составила 60 тысяч тонн - это больше, чем потребляется в московских бюджетных организациях (34 тысяч тонн в год).
Читайте также: Московский общепит научат улыбаться
Уже сложилась определенная культура торговли: постоянные посетители следят за ценами поставщиков и покупают товар, когда он дешевеет. В результате и региональные сельхозпроизводители оказываются в выигрыше, и москвичи получают качественные продукты по вменяемым ценам. Алексей Немерюк охарактеризовал баланс цены и качества на таких рынках как оптимальный, поскольку, например, у ретейлеров овощи и фрукты можно взять дешевле, но гораздо хуже. Тепличные продукты, разумеется, не выдерживают конкуренции с выращенными в естественных условиях, поэтому до конца сезона в Москве будут работать около 160 ярмарок выходного дня. А департамент продолжит оптимизировать систему продаж продуктов сельхозпроизводителей.
В перспективе власти будут развивать два магистральных направления - обеспечение комфортной законодательной базы и правил торговли, а также решение вопросов, связанных с техническим обеспечением ярмарок выходного дня. По словам главы торгового департамента, первым делом чиновники постараются привнести в торговлю национальный колорит, что, как они считают, повысит привлекательность ярмарок в глазах москвичей и привлечет новых покупателей.
Наиболее успешной московской точкой чиновник назвал ярмарку выходного дня на улице Щепкина, давно пользующуюся популярностью в Мещанском районе ЦАО столицы. Ранее он сообщал, что целью департамента является создание такой ситуации, при которой у жителей каждого района появится возможность получить свежие продукты фермерского труда буквально из первых рук.
"Понятно, что если мы говорим об отечественных фермерах, то они появятся со своей продукцией где-то в середине июня. Изначально у нас пойдет продукция из южных краев, потом это перейдет к Подмосковью, и пик торговли придется на август-сентябрь", - отметил Немерюк.
"Префектуры сейчас прикладывают максимальные усилия, чтобы перед сезоном, когда пойдет основная, хорошая продукция, эти ярмарки могли принять всех желающих фермеров из ближайшего Подмосковья и более дальних регионов", - заявил он.
Читайте по теме: Москва ларечная
География поставок в столицу на сегодняшний день впечатляет: всего у Москвы подписано 74 соглашения с российскими регионами, в основном с регионами Центрального федерального округа, основная доля поставок - Московская область, хотя здесь играют роль и Липецк, и Воронеж, и Чувашия, и Краснодар.
"По каким-то видам продовольствия мы действительно зависим от иностранных партнеров. Нашими контрагентами являются Бразилия, Франция, Германия, США, по ягодам - Бельгия, Испания, ЮАР иногда даже. Есть и ближайшие к нам иностранные партнеры - Узбекистан, Белоруссия, Азербайджан, Нидерланды, которые поставляют нам картофель, овощи, бахчевую продукцию", - цитирует ранее сказанные слова чиновника издание Mosday.ru. Цены на ярмарках в общем на 15-20 процентов ниже, чем на стационарных рынках, и это создает дополнительную привлекательность затее.
Отвечая на вопросы журналистов, Немерюк также заострил внимание на проблеме организации подобных ярмарок в регионах: иногда производителям, которые ведут расчеты от более высоких, чем в столице, цен, невыгодно ехать так далеко, нести транспортные расходы, а реализовать продукцию на месте нет возможности.
С 1 августа 2012 года департамент начинает работу по организации аналогичных площадок в провинции. В перспективе уже грядет возможное открытие ярмарок в 15 пилотных точках - это лучшее свидетельство тому, что идея жива и востребована. Таким образом, результаты должны устроить все заинтересованные стороны: производители смогут заработать деньги, а жители городов получат вкусные и полезные продукты, не обремененные ценовыми накрутками. Ради этого властям имеет смысл работать над решением проблем на деле, а не для галочки. Особенно в высокий сезон - то есть тогда, когда их усилия особенно нужны.
Читайте все самое интересное в рубрике "Экономика".