Долго искало российское правительство вариант повышения зарплаты бюджетникам по примеру развитых стран, который бы не ударил сильно по бюджету. Наконец, нашлось рациональное и эффективное, по мнению главы государства, решение этой проблемы. Госдума готовит реформу оплаты труда бюджетников, призванную поднять квалификацию педагогов и врачей.
Программу "Эффективный контракт" планируется запустить 1 декабря 2012 года. Но она уже вызывает неодобрение и недоумение в рядах учителей и работников медицины. Бюджетники, которые годами мечтали о высокой заработной плате и на каждом углу сетовали, что им нечем кормить детей, ожидали, что большие оклады упадут им разом, и всем вместе: тем, кто трудился, не покладая рук, и тем, кто бездельничал и жаловался на свою долю. Но, по-видимому, работники Госдумы тоже имели неприятный опыт знакомства с неквалифицированными врачами и педагогами, а потому и решили, что повышать оклады надо избирательно. Ведь переход на эффективный контракт в социальной сфере обойдется бюджету в два-три процента ВВП к 2020 году. А денег в государстве немного, поэтому дарить их ленивым неучам не приветствуется.
Читайте также: Экономическая база для деторождения
Механизм перехода на эффективную оплату труда был подробно представлен в предвыборной статье действующего президента Владимира Путина. Сейчас процесс уже можно считать запущенным. С 1 сентября 2012 года зарплаты профессоров и преподавателей вузов будут повышены до средней по экономике соответствующего региона. Не останутся обездоленными и педагоги, ответственные за образование младшего поколения россиян: жалование детсадовских работников будет поднято до уровня средней зарплаты в сфере образования. В настоящее время ожидается, что повышение зарплат коснется шести миллионов бюджетников, а это немалые траты для государства.
"Если средств от структурных преобразований в соцсфере для решения социальных задач, в том числе для повышения зарплат, хватать очевидно не будет, нужно найти эти средства в достаточном объеме в бюджете. Придется пойти на определенное увеличение бюджетного финансирования. Тогда, естественно, для соблюдения макроэкономических показателей, а это самое важное, что есть в бюджетной сфере на сегодняшний день, нужно будет пересмотреть расходную часть соответствующим образом", — подчеркнул глава государства на заседании по вопросам социальной политики.
Между тем, эффективная программа будет представлять собой нечто вроде большой чистки. Совершенно очевидно, что организациям, выполняющим работу некачественно, надеяться не на что. Их будут лишать бюджетного финансирования, тогда как учреждения, заработавшие хорошую репутацию, могут рассчитывать на активную помощь со стороны государства. "Недопустимо, когда за счет государственных бюджетных средств оплачиваются низкокачественные услуги. Надо добиться, чтобы в социальной сфере остались только те организации, которые это делают с наибольшей пользой для граждан", — заметил президент.
Читайте также: Средний класс в Москве - рабочие и топы
Повышение зарплат бюджетников не будет одноразовым. В план поддержки соцсферы также входит увеличение средних окладов профессоров и преподавателей вузов в два раза за период с 2013 по 2018 год. В результате уровень зарплаты будет достигать до 200 процентов от средней по экономике. В той же степени повезет и преподавателям колледжей и профессиональных лицеев, мастерам производственного обучения, другим педагогам, врачам, среднему медицинскому персоналу, научным сотрудникам РАН и государственным научным центрам, работникам учреждений культуры.
Плюсы реформы очевидны. Здесь и повышение ответственности, уровня квалификации, профессионализма, и активное стимулирование труда в социальной сфере. Однако нельзя не отметить недоработанность механизма введения новых реформ. Говоря об эффективных результатах работы, следует задать вопрос, кто именно будет измерять результаты труда, и что можно считать положительным результатом? Ведь речь идет не о заводском рабочем, который прикрутил некую деталь, сделал это правильно и эффективно, после чего получил надбавку. В социальной же сфере результативность рассчитать весьма затруднительно. Поэтому специалисты сходятся во мнении, что необходимо провести работу по определению системы показателей, по которым будет измеряться итог труда. И данная работа потребует гораздо больше времени и трудозатрат, чем отводит под реализацию реформы правительство.
Читайте также: Бессребреники - борцы за бесплатную медицину
"Для общественного сектора проблема результата одна из самых сложных и с практической, и с научной точек зрения. Потому что не всегда понятно, что нужно измерять — непосредственный результат или конечный эффект? Что является результатом работы средней школы — процент выпускников, поступивших в вузы? Или результаты по ЕГЭ? Или в долгосрочном плане — как выпускники успешно адаптируются в социальной жизни? Что надо измерять в здравоохранении — количество пролеченных или, может, сколько людей в результате успешной профилактической работы не нуждается в лечении?" — приводит газета "Взгляд" слова доцента кафедры теории и практики госуправления ВШЭ и бывшего заместителя министра труда и занятости РФ Павла Кудюкина.
Однако главная проблема новой реформы, которая может привести к нежелательным результатам, — это ответственность, возлагаемая на представителей региональной власти. Как подчеркнул российский президент, за повышение зарплат органы местного управления будут отвечать головой. Но гражданам ли не знать, что основное препятствие к исполнению даже самого многообещающего закона кроется как раз в головах мелких чиновников? Вот и в этот раз на пути к реализации долгожданной реформы в соцсфере могут встретиться ожидаемые препятствия, известные во всем мире под словом "коррупция".
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"