Минэкономики негативно оценивает результаты действия закона о торговле, принятого в 2010 году. Как считают в ведомстве, закон не достиг своих целей — улучшения конкуренции между сетями и снижения дискриминации поставщиков со стороны крупных розничных торговцев. Закон предлагается корректировать, а операторы рынка не прочь работать в этих условиях.
"Меры, определенные законом, должны были облегчить поставщикам выход на рынок, снизить жесткость договорных требований, уменьшить масштабы применения маркетинговых и бонусных платежей", — говорится в докладе, подготовленном департаментом оценки регулирующего воздействия.
Неэффективными в Минэкономразвития считают сразу два ключевых пункта: об ограничении доминирования сетей в регионе на уровне 25 процентов доли рынка и ограничение 10-процентного вознаграждения, выплачиваемого поставщиками магазину за объем поставки.
Читайте также: Сигаретные баталии подогревает контрафакт
Что касается бонусов, то сети просто перевели их в маркетинговое продвижение. Свои законные 10 процентов теперь снимают все, даже те, кто раньше работал и с более низкими ставками. Остальная часть бонусов размазана по сервисным договорам. Самый популярный способ замаскировать бонус от поставщика — подписание договора на маркетинговое продвижение товара внутри супермаркетов.
Это увеличило документооборот, так как теперь с производителем подписывается не один договор (договор поставки), а несколько. Формально сеть ничего не нарушает: производитель может и не продвигать товар внутри магазина, но в таком случае покупатель может не найти этот товар в богом забытом углу магазина.
Кроме того, сети по-прежнему без проблем добиваются скидок с поставщиков, которые вынуждены снижать отпускные цены. В попытке снизить отпускную цену на свой товар "производитель вынужден снижать себестоимость продукции, применяя как можно более дешевые ингредиенты", — догадываются в Минэкономразвития.
Расширился перечень штрафных санкций за снижение качества товара и за опоздание к разгрузке (до 20 процентов от стоимости товаров). Отказ в своевременной разгрузке самой торговой организацией не влечет применения штрафных санкций в пользу поставщика, отмечает Минэкономразвития.
Почти 85 процентов опрошенных поставщиков заявили о широком распространении ценовых скидок и штрафных санкций после принятия закона. "Смягчение договорных условий для поставщиков не произошло — каждый четвертый-пятый поставщик ощущает ужесточение договорных условий", — приводится статистика в проекте документа со ссылкой на исследование Высшей школой экономики.
Читайте также: Патриотизм шопингу не товарищ
На то, что Закон о торговле привел к каким-то позитивным последствиям для конечных потребителей, указали только 24 процента ритейлеров и 22 процента поставщиков. Примерно столько же респондентов (25 процентов) считало, что потребители проиграли — сообщалось в данных стандартизованного опроса 512 ритейлеров и поставщиков, проведенного Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в ноябре-декабре 2010 года, то есть спустя год после принятия закона, в пяти крупнейших российских городах.
На тот момент только 35 процентов ритейлеров и 19 процентов поставщиков увидели положительное влияние закона положение мелких поставщиков. А вот крупных поставщиков среди выигравших отмечают 47 процентов ритейлеров и 42 процента поставщиков. Примерно такая же оценка относительно эффекта для розничных сетей разного размера. Лишь 30 процентов ритейлеров и 22 процента поставщиков считают, что от принятия нового закона выиграли мелкие розничные сети, в то время как на получение относительных выгод крупными розничными сетями указывают 41 процент ритейлеров и 44 процента поставщиков.
Что касается ограничения роста в отдельном населенном пункте в 25 процентов, то, по мнению Минэкономразвития, "снижаются стимулы как для ценовой, так и неценовой конкуренции, кроме того, возникают препятствия для использования эффекта масштаба".
Пункт был недостаточно проработан изначально, так как сеть, имея свои магазины, может приобрести или арендовать любое количество торговых объектов в регионе.
В сетях предлагают оставить "всё как есть". Все участники рынка уже адаптировались к требованиям закона, и любые изменения в законодательстве приведут к хаосу на рынке, уверен Михаил Сусов из X5 Retail Group. "Изменений в закон о торговле вносить не нужно. Хорош он или плох, он уже вступил в силу, и идти в сторону либерализации или ужесточения требований сейчас неразумно", — говорит Сусов.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"