Несмотря на просьбы Тегерана отменить нефтяное эмбарго, Евросоюз приостановил страховое обеспечение иранских танкеров. И с 1 июля Южная Корея, поддавшись давлению мирового сообщества, перестанет закупать у Ирана "черное золото". Из стран Азии, испытывающих проблемы с нефтью, одна Япония готова выделить деньги на поддержку исламской республики.
Почему Евросоюз поддерживает нефтяное эмбарго против Ирана — понятно. В доле всего импорта иранская нефть занимает 18 процентов и уже успела заместить ее углеводородами других поставщиков. Но зачем вводить против него санкции странам Азиатско-Тихоокеанского региона? Тем более что покупать у Тегерана "черное золото" они все равно могут, так как запрет на нефтяные платежи через Центробанк исламской республики исключает Индию, Китай, Японию и Корею.
Читайте также: Япония: прощай, атом - здравствуй, уголь?
Ввиду вступления в силу эмбарго, Страна восходящего солнца готова выделить 7,6 миллиарда долларов на страхование иранских танкеров с нефтью — такое решение принял японский парламент на прошлой неделе. Япония занимает третье место в мире по потреблению "черного золота", при этом порядка 90 процентов нефти государство вынуждено импортировать с Ближнего Востока. Несмотря на то, что основными экспортерами углеводородов японцам являются Саудовская Аравия (26 процентов), Катар (11) и Объединенные Арабские Эмираты (21 процент), списывать со счетов Иран пока было бы рановато.
Не секрет, что Япония с нетерпением ожидает запуска ВСТО-2, позволяющего получать нефть из России гораздо дешевле, нежели из стран Персидского залива. Уже сейчас доля российского экспорта выросла до девяти процентов, и Москва не скрывает, что готова, невзирая на территориальные прения, не только увеличить поставки углеводородов в Страну восходящего солнца, но и проложить газовую трубу. Такой шаг укрепит позиции "Газпрома" в Азиатско-Тихоокеанском регионе и позволит России занять там определенную нишу, чуть-чуть, но все же потеснив Австралию, являющуюся лидером по экспорту сжиженного природного газа. Поэтому японцы сквозь пальцы смотрят на решение Запада устроить "кузькину мать" Тегерану. В конце концов, иранскую нефть вполне можно покупать через оффшоры, и никто слова не скажет.
Южная Корея пока себе такого демарша позволить не может. Несмотря на то, что в прошлом году на долю Ирана пришлось 87 миллионов баррелей или 9,4 процента от всего нефтяного импорта Сеула, тамошние власти заявили: мол, предстоящее прекращение поставок нефти из этой страны не окажет большого влияния на национальную экономику. Очевидно, что южнокорейцы надеются на помощь США и Саудовской Аравии, которые в нынешних условиях увеличили добычу "черного золота".
К тому же, Ирак, который после свержения режима Саддама Хусейна превратился в американскую "колонию", готов заменить Иран. Американские и британские компании, "разворовывающие" национальное иракское достояние, достигли двадцатилетнего максимума по добыче — в 3,7 миллиона баррелей в день, а к 2017 году довести производство до 10 миллионов баррелей ежедневно. Если так случится, то страна сможет конкурировать с Саудовской Аравией, ведущим добытчиком нефти в ОПЕК.
Читайте также: Война Севера и Юга за нефть в Судане
Однако, тамошние скважины и трубопроводы до сих пор остаются излюбленными объектами для нападения террористов. А эксперты отмечают сохранение политической напряженности в стране, несмотря на принесенную туда Соединенными Штатами "демократию".
Что же касается самого Ирана, отказ некоторых потребителей покупать его нефть — не самое страшное. Всегда найдется тот, кому нужно чуть больше тепла, чуть больше света и бензина. Например, Китай уже увеличил импорт иранской нефти с 30 до 35 процентов. Единственное, что действительно может ударить по национальной экономике — это бегство иностранных инвесторов, на которых давят санкции Европейского союза.
Так, эксперты Института Ближнего Востока в своих докладах отмечают, что ангольская компания Sonangol официально заявила о своем выходе из проекта по развитию 12-го блока месторождения газового месторождения "Южный Парс", где ее доля составляла 20 процентов. Несмотря на то что Тегеран считает, что каждый добытый иностранной компанией баррель нефти на совместных месторождениях идет в ущерб экономике исламской республике, массовый исход инвесторов нанесет ей еще больший вред.
Тем не менее, в противовес западным санкциям Иран готов до следующего года вложить в развитие совместных месторождений десятки миллиардов долларов, переманив к себе Ирак, Бахрейн и Саудовскую Аравию. А для этих стран экономическое благополучие важнее, нежели политические дрязги Запада.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"