Утиль взвинтит цену на подержанные авто

В Госдуме подготовлен проект поправок к закону "Об отходах производства и потребления", который предполагает введение в России утилизационного сбора на ввоз подержанных иномарок. Они сменят ныне действующие пошлины на ввоз поддержанных машин, когда страна вступит в ВТО. Причем партнеры РФ по Таможенному союзу не будут вводить на своих внешних границах аналогичные меры.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на импортные авто к 2019 году должны снизиться с 25 до 15 процентов. "Хлам будут привозить в огромных количествах. Открывается рынок, снижаются пошлины, возникает набор чувствительных моментов, касающихся экологии, безопасности транспортных средств…", — пообещал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Защищать рынок от импорта, а заодно способствовать развитию рециклинга в автомобилестроении должен вводимый на импортируемые иномарки утилизационный сбор, который составил от 20 до 45 тысяч рублей в зависимости от возраста машины и объема двигателя. Ввоз грузовика обойдется существенно дороже — в 150-400 тысяч рублей.

Читайте также: Роскошное авто - давно уже не роскошь

По мнению экспертов, введение сбора сделает иномарки дороже в среднем на тысячу долларов. Таким образом отсекается наиболее дешевый сегмент импортных автомобилей, которые сейчас, в первую очередь, поставляются из Азии. Также барьер ставится на пути поставок зарубежной коммерческой техники.

Один из инициаторов законопроекта депутат Альфия Когогина отметила, что для новых автомобилей сбор "будет ниже, чем действующие сейчас ставки таможенных пошлин". При этом "все импортеры автомобилей, вне зависимости о того, какой товаропроводящей сетью они располагают, в любом случае должны будут уплачивать Федеральной таможенной службе утилизационный сбор".

"Большинство стран именно таким способом защищает свой рынок от подержанных автомобилей, способствуя не только развитию своей отрасли, но и целого ряда смежных секторов промышленности", — отмечает в комментарии "Российской газете" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

При этом в стране слабо развита переработка автомобилей. В этой связи непонятно, будет ли утилизационный сбор целевым образом направляться на создание соответствующих предприятий, или же просто открывается источник "дополнительных доходов". Возможно, российские власти рассчитывают на иностранных производителей, работающих на территории РФ. Утилизируя свои машины, они за сходную плату возьмутся и за рециклинг импортных авто.

"Объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год. Низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры", — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Введение утилизационного сбора обсуждалось на встрече глав правительств России, Белоруссии и Казахстана. Партнеры России по ТС сохранят нынешние формы тарифной защиты до момента своего вступления во Всемирную торговую организацию.

Читайте также: Кредитные путы для железной лошадки

"Было принято компромиссное решение, которое всех устроило. Оно заключается в том, что наши партнеры по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан — сохраняют те меры тарифной политики и тарифной защиты, которые действуют в настоящий момент", — констатировал РФ Дмитрий Медведев. — На основе этой формулы мы будем работать определенный период времени и впоследствии примем окончательно решение, чтобы защитить рынки и не создать проблем для наших партнеров".

Рынок импортных авто, несмотря на запретительные пошлины, остается весьма емким и даже демонстрирует некоторую тенденцию к росту. По данным Федеральной таможенной службы, в первом квартале 2012 года импорт вырос на 19,5 процента и составил 228,5 тысяч единиц общей стоимостью 4,73 миллиарда долларов.

Весь этот рынок не уйдет в тень. Однако белорусские и казахские перегонщики могут потирать руки: нетрудно прогнозировать рост числа российских владельцев иномарок с белорусскими и казахскими номерами, управляющих машинами по доверенности.

Утилизационный сбор не должен взиматься с автомобилей вынужденных переселенцев, беженцев, участников национальных программ по добровольному переселению, лиц, проживающих за рубежом. Что касается российских производителей, то они освобождаются от уплаты сбора в том случае, если самостоятельно готовы решить проблему с утилизацией своих автомобилей.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"