Конкуренты выжимают Роскосмос с орбиты

Английская компания Excalibur Almaz планирует запустить коммерческие пилотируемые полеты на орбиту Луны с 2015 года. Российско-британское предприятие, зарегистрированное на офшорно-популярном острове Мэн, будет катать туристов на советской технике. Частный бизнес все больше интересуется околоземьем и обещает эру космических Ост-Индских компаний.

Ранее Excalibur Almaz приобрела у российской военно-промышленной корпорации НПО "Машиностроение" четыре отслужившие капсулы и две выведенные из эксплуатации космические станции "Алмаз" и оснастила их современной электроникой и передовым программным обеспечением. Каждая из капсул, одна из которых уже выставлена на всеобщее обозрение вблизи ангаров компании на острове Мэн, может доставлять на орбитальную станцию экипаж из трех человек и обеспечивать их возвращение на Землю.

Читайте также: Инвестиции в космос - дело прибыльное

 

Космический туризм является одной из перспективных сфер коммерциализации космоса и привлечения частных фирм в эту высокотехнологичную сферу. Считается, что в ближайшие полтора года экскурсионные коммерческие полеты в космос поставят на поток, а цена прогулки к звездам составит порядка 200 тысяч долларов. Правда, в этом случае речь идет только об орбитальных и суборбитальных полетах, которые не требуют использования ракетной техники и космодромов.

Они уже могут быть осуществлены силами отдельных компаний, этот сегмент активно окучивают сразу несколько иностранных фирм. Так, компания Virgin Galaxy уже собрала с будущих клиентов свыше 60 миллионов долларов. А вот российских представителей в этой самой технологически достижимой коммерческой нише пока что не видно и не слышно.

В сфере космотуризма Россия конкурирует исключительно в "проектах века", по большей части самодельных. Путешествия на Луну в российском исполнении продает также компания Space Adventures, глава которой Эрик Андерсон обещает коммерческий космический полет к Луне и обратно на "Союзе" в 2015 году. Билетики предлагаются по 150 миллионов долларов за штуку, один желающий совершить полет якобы уже нашелся.

Однако консультант Excalibur Almaz российский космонавт Валерий Токарев указывает на пока что не решенные проблемы. Экипажи космических станций ограничивают сроки своего пребывания на околоземных орбитах периодом 200 суток из-за разрушительного воздействия радиации. При этом предлагаемое фирмой путешествие на Луну будет очень неспешным: полет на спутник Земли и назад продлится около восьми месяцев.

То есть "лунная программа" компании выглядит просто красивой сказкой. А вот советские станции "Алмаз", на модификации которых, в частности, планировалось устанавливать вооружение для орбитальных битв, оказались за рубежом…

Грузовой отсек

В мае к Международной космической станции пристыковался первый частный корабль Dragon. Это событие исторического масштаба: осуществление подобных проектов до сих пор удавалось лишь мощнейшим государствам мира — США, России и Китаю.

Читайте также: SpaceX бросил вызов Роскосмосу 

Преодолевающее зависимость от российских грузовиков NASA решилось отдать ближний космос на откуп частникам, ожидая нетривиальных решений и ассортимента подходящих изделий.

Конкурс на создание летательного аппарата выиграли SpaceX, запустившая Dragon, а также Orbital Sciences Corporation, которая уже в конце года отправит к МКС свой грузовой корабль Cygnus. Если и его путешествие окажется удачным, Роскосмосу придется включиться в полноценную космическую гонку — или долго и дорого умирать, как советский автопром.

Компания SpaceX была основана в 2002 году предпринимателем Элоном Маском. Он же является одним из создателей системы электронных платежей PayPal. Космобизнес весьма популярен в среде соавторов интернет-бума, которые, судя по возрасту, выросли на научно-фантастической литературе прошлого века.

В активе у SpaceX ракета-носитель "Falcon-1" для спутниковых запусков и более мощная двухступенчатая "Falcon-9" для корабля Dragon. "Falcon-92 является аналогом российского "Протон-М". Это потрясающие темпы, учитывая, что контракт со SpaceX на сумму 1,6 миллиарда долларов был заключен NASA в 2008 году. Соглашение предполагает 12 рейсов Dragon к МКС и доставку 20 тонн груза. Судя по всему, SpaceX ожидает расширение контракта с NASA до 3,1 миллиарда, а планы выйти в 2015 году на пилотируемые запуски собственного космического аппарата выглядят еще более реальными.

Не менее проворной оказалась и Orbital Sciences Corporation. Фирма отметилась ракетами-носителями "Пегас", которые запускаются с самолета. Вот так, без всяких космодромов, "дешево и сердито" на орбиту было выведено уже около 40-ка спутников. Создаваемый компанией грузовик Cygnus будет дешевле и проще Dragon и не предназначается для пилотируемыхполетов.

В итоге к концу года в распоряжении у NASA может оказаться сразу два грузовика. И они способны оставить российских конкурентов без заказов. "Дракон" обладает большим, чем "пассажирский" "Союз", объемом герметичного отсека, что позволяет перевозить до семи астронавтов против трех союзовских. То есть корабль способен заменить состав МКС за один рейс, а не за два.

При этом по грузоподъемности новый аппарат превосходит транспортный КК "Прогресс": первый может поднять на орбиту шесть тонн груза и вернуть три тонны, а второй — только забрасывает две тонны. SpaceX ставит целью снижение цены доставки до 2 тысячи долларов за килограмм. Это вчетверо снизит стоимость суборбитальных полетов (до 50 тысяч долларов) и сделает доступным пребывание на борту МКС или ее аналогичных станций для тысяч состоятельных людей.

Сейчас цена полета в качестве астронавта на МКС на российских кораблях составляет около 63 миллионов долларов. Столько сейчас Роскосмос берет за свое орбитальное такси с американцев. Частные компании в ближайшем приближении обещают возить всего за 20 миллионов долларов.

А ведь еще недавно было модно напоминать о том, что американцы при всех своих финансовых возможностях по сути закрывают программу шаттлов и проигрывают в надежности российским космическим грузовикам.

В самом деле американцам еще не раз придется воспользоваться услугами российских орбитальных извозчиков. На наших глазах формируется конкурентный рынок орбитальных перевозок, а россиян стремятся подвинуть — то есть выгодно законсервировать растущую технологическую отсталость, оплачивая до поры до времени пуски устаревших аппаратов.

Глава Роскосмоса Виталий Давыдов полагает, что полеты кораблей SpaceX к МКС снизят нагрузку на выпускающую "Прогрессы" корпорацию "Энергия", а это даст ей возможность начать работу над новым российским космическим кораблем.

Однако будущее все же за многоразовыми носителями, и сколь-нибудь заметные успехи в разработке таких аппаратов сулят лавры первопроходца космического пространства. В то время, как американцы за пару лет решили проблему создания космического грузовика руками частников с видимым результатом, Роскосмос лишь докладывает о планах нового космического корабля.

Космические шахтеры

Сейчас на Западе в космос устремились по крайней мере семь компаний. Это SpaceX, Virgin Galactic, Space Adventures, Planetary Resources, XCOR Aerospace, Blue Origin и Sierra Nevada. Некоторые из них имеют общие корни, однако это не меняет главного: государства перестают быть монополистами в космосе.

А бизнес ищет и находит новые способы извлечения прибыли за пределами Земли. Совладелец компании Space Adventures и член Гражданского надзорного совета NASA Ричард Гэрриот напоминает о японских планах добычи энергии на орбите. К 2030 году они хотят построить космическую солнечную ферму стоимостью 30 миллиардов долларов.

Еще одно важнейшее направление, которое сейчас набирает ход — добыча полезных ископаемых, до которых технологически способно добраться человечество. В апреле американская компания Planetary Resources заявила о планах горной разработки астероидов с целью добычи драгоценных, редких и редкоземельных металлов. В число инвесторов этого начинания входят руководители компании Google Ларри Пейдж и Эрик Шмидт.

Читайте также: НАСА ввело правила поведения туристов на Луне 

В ближайшие полтора-два года будет запущен первый из орбитальных телескопов — их группировке предстоит вести поиск подходящих для разработки астероидов в космическом пространстве.

А разработкой полезных ископаемых вакуума займутся другие частные компании. Уже в ближайшие пять-десять лет компания рассчитывает перейти от продажи мест на наблюдательных космических платформах к продаже прав на разработку астероидных ресурсов. К 2020 году на околоземной орбите планируется создать топливное хранилище для аппаратов, направляющихся к астероидам.

Подходящими объектами могут быть только астероиды, приближающиеся к нашей планете, которые будут перехватывать земные аппараты. Причем это будут объекты с высокой удельной массой, которая является признаком наличия тяжелых металлов типа платины, золота и урана. Скорее всего, на астероидах будут обнаружены и отсутствующие на Земле элементы.

По оценкам NASA, транспортировка астероида весом 500 тонн к лунной орбите обойдется примерно в 2,6 миллиарда долларов. При этом удельный вес интересующих исследователей металлов в них в разы выше, чем на Земле. По мнению уже упомянутого основателя Space Adventures Эрика Андерсона, участвующего и в этом проекте, уже через два года в космос могут быть направлены первые роботы-геологи.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"