Власти ЕС озабочены развитием и модернизацией своего транспортного пространства. В условиях нестабильной экономики государства ищут пути дальнейшего повышения эффективности транспорта. Основная задача для стран ЕС — установление взаимодействия с транспортными системами соседних стран, активной интеграции железных дорог ЕС и "пространства 1520". Вступление России, а в ближайшем будущем и Казахстана в ВТО усиливает тенденцию к образованию новых транспортных коридоров.
Главным направлением и точкой приложения внимания специалистов в настоящий момент считается транспортная система Евразии. Ежегодный объем торговли между Европой и Азией оценивается в 600 миллиардов долларов. Стоимость перевозимых железнодорожным транспортом товаров в сообщении Европа — Азия составляет не более 1,5 процента от общего товарооборота. Подавляющий объем контейнерных грузов между Евросоюзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона перевозится морским транспортом по традиционным маршрутам. По данным экспертов, морская перевозка контейнерных грузов по времени дольше, чем по железной дороге (Транссиб). К примеру, перевозка грузов из Азии в Европу морским путем занимает в среднем 35-40 суток против 17 по железной дороге (блок-контейнерный поезд может пройти путь от порта Восточный до границы с Финляндией за восемь суток).
Заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН профессор Юрий Щербанин отметил, что в целом азиатская инфраструктура сильно фрагментирована и представляет собой неэффективный набор различных национальных сетей. Сегодня официально существует более 30 международных маршрутов, зачастую плохо связанных между собой или перекрывающих друг друга. Как следствие, отсутствует "эффект масштаба", критически важный для конкурентоспособности инфраструктуры. Кроме того, растет протяженность "узких мест". Только в России их больше шести тысяч километров, а к 2015 году цифра может превысить 13 тысяч километров.
По мнению ученого, решение проблемы возможно в случае создания единого трансъевразийского транспортного коридора. В этой связи появится возможность переориентировать основные грузопотоки с морских путей на железные дороги и создавать единую систему управления парком грузовых вагонов. Тогда, по ряду оценок, к 2020 году доля железнодорожных перевозок в сообщении Европа — Азия вырастет до семи-восьми процентов в общем объеме перевозок, а к 2030 году — сможет превысить десять процентов.
Читайте также: Миллиарды для российских вокзалов
"Однако глобальные инфраструктурные изменения требуют серьезных инвестиций. В ближайшее время в развитие инфраструктуры различных видов транспорта по всему миру планируется вложить порядка 11 триллионов долларов, причем более 44 процентов (около пяти триллионов долларов) будет инвестировано в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Согласно прогнозам ОАО "ИЭРТ", на развитие и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (РФ) в 2012–2020 годах потребуется 3,4 триллиона рублей", — считает эксперт.
Это и неудивительно — практически каждая страна в свое время сталкивается с проблемой поиска механизмов привлечения необходимых денег. Российские эксперты выделяют несколько возможных источников финансирования инфраструктуры. В первую очередь дополнительные деньги может принести ввод в тариф инвестиционной составляющей. В этом случае платить за изношенную инфраструктуру будут все участники перевозочного процесса. Об этом говорит и мировой опыт.
"Следующая модель — модель проектного финансирования. Дополнительные средства на развитие инфраструктуры можно взять у тех, кто заинтересован в ее развитии. Это могут быть грузоотправители, испытывающие потребность в инфраструктуре. Развивать железные дороги можно и "стандартным" способом — обратившись за инвестициями к государству. Традиционно государство субсидирует социальный элемент любой нерентабельной службы, однако оно не должно стимулировать неэффективное использование инфраструктуры. Кроме того, возможны различные варианты партнерства монополии с частными компаниями, готовыми вкладывать деньги в развитие железных дорог", — поясняет Щербанин.
Таким образом, эту проблему можно и нужно решать комплексным образом, и России необходимо принимать самое деятельное участие в этом процессе. Территория страны расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, где формируются основные международные транспортные потоки. И решения, принимаемые сегодня, определят облик транспортного пространства Евразии в 2050 году. Поэтому важно ставить конкретные ориентиры развития "пространства 1520" на отдаленное будущее, подытоживает эксперт.