Поиски национальной идеи современной России пока не увенчались успехом. Почему? Может страна уже — не та, народу нужны не идеи, а только блага? Или дело не в простых людях, а в элите, которая не понимает страну и народ, потому что сама — не национальная? Где хоть искать-то эту идею? Может для начала надо в истории покопаться? На эти и многие другие вопросы главного редактора "Правды.ру" Инны Новиковой в прямом эфире ответил профессор, доктор медицинских наук и социальный врач, кандидат философских наук, академик Российской академии естественных наук Игорь Гундаров.
— Игорь Алексеевич, вы говорите, что патриотизм не может быть национальной идеей, потому что это свойство присуще всем. Но с чего начинается Родина? С картинки в своем букваре?…
— Да. Но картинки могут быть разные. Поэтому, если ты ругаешь власть, это не значит, что ты — не патриот. Может быть, наоборот ты — патриот, если видишь, что власть неадекватная, плохая, и ее нужно менять. Патриоты критикуют власть.
— Мы все-таки пришли к тому, что каждый человек может быть носителем любой позиции, но в какой-то степени все равно является патриотом, если считает, что это — благо для страны.
— И в оппозиции — патриоты. В Гражданскую войну были белые патриоты и красные патриоты. Не годится для национальной идеи. Еще есть такая фраза насчет патриотизма, потому что сейчас модно об этом говорить громко-громко.В начале постсоветских времен была популярна формулировка: патриотизм — это последнее прибежище негодяя.
Я воспринимал эту фразу как плохую в адрес патриотизма. А потом, когда стал заниматься этой темой, то оказалось, что там — другой смысл совершенно. Там наоборот говорится: патриотизм — это настолько возвышенное чувство, что когда у негодяя больше ничего не получается, то только этим можно спастись.
Изначально речь шла о пиратах. Чтобы не попасть на виселицу, они становились патриотами, поэтому патриотизм — это такое великое чувство, что если им воспользуется даже негодяй, то его уже трудно обвинять, что он — негодяй. Он же — патриот!
Поэтому может оказаться, что и сейчас многие такие неадекваты надевают на себя тогу патриота. А на самом деле, прошу прощения, ты — подлец.
— Как все-таки на счет идеи?
— Здесь еще один нюанс. Нужно различать:
Национальная идея — это то, что присуще пассионарному народу в критическое время. Если ты — не пассионарный и время не критическое, то национальная идея не нужна. В Швейцарии живи спокойно.
Национальная идея возникает, когда что-то поднимает именно эту нацию, и она становится образцом для человечества.
Пример — советские годы. Амбиция была: коммунизм победит тогда, когда обеспечим более высокую производительность труда. Вот это — цель. Или догоним Соединенные Штаты по производству мяса, молока и масла. Нужно различать цель и идею.
А идея национальная какая была в советские годы? Построить бесклассовое общество, где нет эксплуатации человека человеком. Вот это — достойная национальная идея, пример для всего мира.
И даже еще национальная идея была: государство братства народов — Советский Союз. Эта идея тоже была обращена ко всему человечеству. Мир во всем мире! — Тоже национальная идея. Идея — это то, что вдохновляет на великие дела.
А цель — это определенный план, по которому ты совершаешь амбициозные рывки, но это — больше как бы технологического плана. И мы сейчас подходим к выводу. Итак, все что предлагалось в последнее время в качестве национальной идеи, не годится. А что тогда можно предложить?…
— Предложите.
— А вот давайте порассуждаем. Для этого я решил заглянуть в историю. Может быть, там что-то можно найти. И вдруг, к своему удивлению, обнаружил: у нас-то было четыре гражданских войны. Мы-то все только про одну говорим — белые и красные, а у нас еще были три гражданские войны.
— Какие еще?
— Иван Болотников. Полтора года шли боевые действия. Потом Степан Разин…
— Почему вы называете это гражданскими войнами?
— Давайте определимся, что такое гражданская война. Полтора года — это много. Это не бунт в несколько дней или даже месяцев. Долгое время сражались войска царя и войска народа, шли столкновения, различные боевые действия. Это — гражданская война.
Дальше Степан Разин — два с половиной года! Такой срок уже говорит о том, что это было огромное, масштабное событие. Можно почитать историю: взяли крепость, потом сдали крепость — одну, другую… Наступление огромного количества войск, царские войска наступают, но повстанцы их отбрасывают. Чем дело кончится — неизвестно. Это — гражданская война.
Емельян Пугачев — уже три с половиной года. Вместе выступают казаки и крестьяне. Это — огромная армия, которую нужно кормить. Жесточайшая дисциплина. То есть на самом деле — настоящая война, только гражданская война. И у лидеров была настоящая программа, я читал Пугачева и Степана Разина.
— Разин говорил, что идет воевать не против царя Алексея Михайловича, а идет бить бояр-изменников, которые негативно влияют на государя.
— Это упростили. Здесь нужно серьезно смотреть реальные документы. Я как бы новым взглядом посмотрел, и задумался: а нет ли там национальной идеи? За что же они бились почти четыре года? Просто так буянили? Едва ли.
А там на самом деле была социальная программа. Если грубо: порядок и воля.
Народ поднялся. За что? Что хотел народ? — Народ хотел быть хозяином своей страны, чтобы никто над ним — ни дворянин, ни царь не был… Глобально: я хочу быть хозяином своей страны.
— Вот цитата: "дать черным людям свободу от засилья бояр и дворян…"
— О, все-таки — свобода. Мне кажется, что цель русского мужика — стать хозяином своей страны, чтобы никто им не командовал.
Беседовала Инна Новикова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев