За пять лет в составе России Республики Крым и города федерального значения Севастополь люди почувствовали себя защищенными, улучшился уровень жизни, стала развиваться инфраструктура.
Но, с другой стороны, крымчане, хоть и чувствуют себя россиянами, но какими-то не совсем полноценными. Ведь крупнейшие госпредприятия до сих пор их такими фактически не считают…
Об этом "Правде.Ру" рассказал крымский политолог Владимир Джаралла.
Читайте начало интервью:
Крымчане: "Наша власть обросла жирком"
Крым: в России можно жить, при Украине пришлось бы умирать
Крым: финиш интеграции — старт новых проблем
— Вы как-то чувствуете на себе в повседневной жизни западные санкции? Вы можете выехать за границу, получить шенгенскую визу по своей крымской прописке?
— Эти санкции в экономическом или в каком-либо ином плане не действуют в принципе… Но на нас более болезненно сказываются "внутренние российские санкции", когда крупные, в том числе государственные, компании (самая известная из которых "Сбербанк") открыто заявляют, что они не пойдут в Крым до решения санкционного вопроса — снятия санкций Западом. Понятно, что это вызывает, по меньшей мере, обиду.
— Это просто оскорбление всех крымчан…
— Да. И, конечно же, возникают многие самые простые, но очень важные вопросы: Россия — независимое и единое государство или нет? А Крым — полноценный российский регион? А эти компании — действительно российские или западные? Почему мы с такими проблемами сталкиваемся? Но на практическом уровне на самом деле все эти вопросы решаются в техническом порядке, не привлекая внимания.
В личном плане, действительно, многие граждане сталкивались с проблемой именно получения виз. Из-за этого даже бывает, что многие крымчане используют связи, прежние паспорта, для того чтобы получить зарубежные паспорта на территории Украины. Это то, что неофициально, но практически легально существует, хотя особо и не афишируется.
— А это в большом масштабе?
— Не думаю. Масштабы, конечно, малоизвестны, но не думаю, что уж очень много таких случаев. Дело в том, что многие крымчане совершенно справедливо опасаются того, что при пересечении границы им придется столкнуться с репрессиями, и поэтому стараются быть осторожными. Конечно же, подлинных цифр никто не знает.
Люди принимают это решение исключительно по бытовым причинам — для удобства. Естественно, с визами в Европу все проблемы так или иначе можно решить. Весь вопрос в том, какие инструменты используются для их решения.
Но дело в том, что многих из нас (не только крымчане, а все россияне) в последнее время стали открывать для себя Восток. И мы не испытываем никаких проблем с путешествиями по арабским странам, по Индии, Юго-Восточной Азии, и конечно же, Китаю. Поэтому Запад вполне компенсируется Востоком. Необходимость выезда, получения впечатлений, а также налаживания экономических связей сейчас происходит как раз больше в восточном направлении, чем в западном.
— Сенат США утвердил закон, который запрещает федеральным службам США признавать Крым де-факто и де-юре. Но есть оговорка: президент может этот закон нарушить, пойти на сотрудничество и даже признать Крым, если это будет выгодно для Соединенных Штатов. Такая ситуация возможна, на ваш взгляд?
— Абсолютно верно. Дело в том, что мы все находимся в ситуации соперничества. Западные страны и США выбрали нас в качестве определенного соперника, спарринг-партнера. Они хотят на нас продемонстрировать свою силу, а также решить свои внутренние проблемы. Все страны западной цивилизации испытывают внутреннее напряжение по разным причинам. США — это ярчайший пример этого.
И в США, и, как совсем недавно, в Великобритании русская тема служит источником для внутренней борьбы. Поэтому они принимают такие законопроекты — не для того, чтобы говорить о статусе Крыма или о том, что с нами происходит. Они принимают их для того, чтобы решить свои внутренние вопросы, создать ситуацию, например, чтобы демократы и республиканцы устроили торг по какому-либо вопросу.
Поэтому для нас в данном случае стойкость — это единственная возможность. И это единственная правильная политика, которую и демонстрирует Россия. Это блестящая тактика в политическом смысле. Собственно, международные соревнования сейчас выиграет тот, кто выдержит дольше.
— На каком вопросе Соединенные Штаты могут сломаться? И когда это может случиться?
— Только тогда, когда изменится их внутренняя обстановка. Когда они переживут свой внутренний кризис и окажутся в ситуации необходимости снижения внутреннего напряжения. В этом случае они будут готовы перейти к налаживанию отношений с другими странами. Пока мы для них не слишком важны во всех смыслах и больше выгодны в качестве фейкового противника.
И вот до этого момента нам, к сожалению, придется держать удар. Но точно так же мы должны понимать, что точно такой же внутренний удар приходится держать им. Поэтому тот, кто выдержит, кто продержится дольше, тот и одержит победу.
— Какие изменения вы ждете в ближайшие годы, какие перспективы у Крыма, что нужно сделать прежде всего?
— Это ключевая тема. Мы живем российской повесткой, проблематикой. Это не обсуждается. Поэтому для нас сейчас вот именно этот вопрос "что дальше?" является ключевым. Одна и серьезных проблем — это проблема соседней Украины.
До тех пор пока этот режим будет существовать, враждебное украинское государство будет все время угрозой не только для Крыма, но и для всей России. Это огромная площадка для подготовки, проникновения и подрывной деятельности против России. С ее территории ведется достаточно серьезная подрывная деятельность.
Поэтому решение украинской проблемы — это, с одной стороны, решение изоляции Крыма и полноценное налаживание сообщения с материковой частью, а также вода, которая пойдет по старому Северо-Крымскому каналу. И в целом устранить геополитическую угрозу — это тема в международных отношениях, которая должна быть решена и, конечно, должна быть решена нашим поколением.
В остальном в международном плане, как я уже говорил, все равно через некоторое время все изменится. Запад уже и так фактически признает положение дел и, в конце концов, признает это и юридически.
А вот во внутренней политике для нас, конечно, ключевыми моментами являются вопросы взаимодействия власти и общества, создание атмосферы политической конкуренции, которая благотворно будет сказываться в целом на обстановке в любом из регионов. И тем самым это будет источником для внутреннего развития общества и экономики.
Нужно, чтобы все имели возможность предлагать новые идеи и решения. Поэтому обязательно нужно сделать, чтобы обратная связь между властью и обществом существовала и была активной.
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Смотрите видео интервью полностью: Пять лет Крыма в России: почему жизнь не очень?