Сочи, Санкт-Петербург, Ялта и Калининград — лидеры туристических симпатий россиян на бархатный сезон. Правда, в ТОП-10 предпочтений соотечественников вошли еще Анапа, Геленджик, Новороссийск, Кисловодск, Пятигорск и Ейск. Кроме того, согласно проведенному статистическому анализу, в сентябре граждане любят отправиться в Москву, Ярославль и Казань. Не обойдены вниманием и Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Самара и Иркутск.
Рейтинг был составлен аналитическим агентством "ТурСтат" на основе данных систем онлайн-бронирования отелей.
И вот, пока россияне отдыхают, профессионалы высчитали, что, в среднем, туристы берут 10-дневную путевку для поездки в Сочи или Крым. Причем они тратят в сутки не менее 3 тысяч рублей. В Ялте и на других крымских курортах ежедневный разгул обойдется в те же 3 с лишним тысячи. Меньше всего туристы сорят деньгами в респектабельном Ейске (тут день пребывания потянет приблизительно на 2,5 тысячи рублей).
Среди расширенного списка городов ожидаемо дороже всех:
Конечно, как гласит народная мудрость, всякий кулик свое болото хвалит. Поэтому каждая область стремится создать собственный рейтинг популярности, естественно, не забыв включить в ТОП красу и гордость собственного родного края. Если объединить все рейтинги, кочующие по рунету и в прессе, то "лучшая десятка" расширится как минимум до тридцатки.
Востребованность российских курортов в относительно теплый сентябрь может только расти. На мой взгляд, происходит это в связи с целым рядом экономических, политических и социологических факторов.
Во-первых, одна из самых стабильно обеспеченных, устойчивых по уровню спроса и потребления категорий отдыхающих представлена российскими чиновниками. Их средневзвешенная зарплата (реальная, а не абстрактный номинал без учета премий, который значится в их трудовых договорах) вполне конкурентоспособна. Ведомства - как федеральные, так и муниципальные - обладают собственной курортной базой отдыха и дают скидки своим сотрудникам (тем более что в сентябре заполняемость здравниц падает в связи с началом учебного года у школьников и студентов). Тут необходимо еще учесть и действующий запрет для чиновников на отдых за рубежом. У многих из них даже международного паспорта нет. А руководители ряда ведомств включены в западные санкционные списки, что тоже косвенно способствует увеличению спроса на российские направления.
Вторым немаловажным фактором можно назвать нестабильность обстановки за границей. Как ни пытаются египтяне или турки привлечь щедрых российских отдыхающих, многие все-таки побаиваются превратностей перелета на чартерах в непосредственной близости от мест боев на Ближнем Востоке. К сожалению, не способствует сбыту и раздутая история с вирусом Коксаки, якобы выкосившим чуть ли не всю Анталью.
Не будем никого подозревать в нелояльной конкуренции, но ясно, что российские — а в особенности, кавказские или крымские - отельеры потирают руки, предчувствуя оживление спроса на "внутренний" отдых.
Из перечисленных же в первых строках расширенного рейтинга городов вызывают вопрос Владимир и Иркутск. Коль скоро отдыхающий добрался до достаточно промышленного, хотя и красивого Владимира, он, скорее всего, поедет в настоящую Мекку древнерусского зодчества — Суздаль. Но его мы в рейтинге почему-то не нашли!
Говоря же об Иркутске, при всем уважении к этому городу, выбор именно его (а не, к примеру, поселка Листвянка на Байкале) вызывает сомнения. Это мощный промышленный центр, неподалеку находится предприятие "Иркут", производящее истребители и другую нужную стране технику. Оно как-то слабо ассоциируется с центром притяжения для индустрии развлечений.
И пусть город красив, но весьма труднодоступен для жителей европейской части России: билет в эти края стоит недешево. Так что если туристический спрос и есть, то формируется он, скорее всего, в соседних регионах.
Ну и, наконец, безудержное увлечение российских властей Сочи нередко вызывает недоумение у многих профессионалов организованного отдыха.
Этот город находится в объективно неблагополучном месте - со стороны суши отрезан от континента горами. Для расширения транспортного потока пришлось пробивать новый туннель. Железная дорога проведена по узкой кромке между морем и горами, так как ее просто невозможно было проложить иначе. Море бурное и глубокое, причем настолько, что накануне Олимпиады при строительстве порта течение несколько раз повреждало фундамент дамб. Из-за сложного рельефа здесь часто сходят селевые потоки.
Сам по себе климат региона, в отличие от крымского, нездоровый, так как в сезон здесь почти постоянно стопроцентная влажность и духота. В XIX веке, во времена русско-кавказской войны, в Сочи ссылали проштрафившихся офицеров, так как в этих местах свирепствовала болотная лихорадка.
Кроме того, у Города знаний (так "Сочи" переводится с адыгского) еще и опасный и неудобный аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого упирается в скалу. Выполнения маневра захода на посадку со стороны моря требует немалого летного мастерства.
Наконец, для кавказских народов адыгской группы этот курорт весьма грустное место, так как на Красной поляне произошла последняя крупная битва адыгов (в эту группу входят и абхазы, и кабардинцы) с наступающими царскими войсками. К сожалению, мемориала или хотя бы памятной надписи в этих местах так и не появилось.
Возможно, популярность Сочи будет слабеть после окончания строительства Керченского моста, по мере развития крымского направления.