Модернизируешь экономику – готовься на выход

Глава Чувашии Михаил Игнатьев. Фото: gov.cap.ru

За последние пару недель федеральные и региональные СМИ опубликовали десятки текстов, в которых остро критикуют Михаила Игнатьева, руководителя Чувашии. Критикуют, на мой взгляд, совершенно предвзято и необоснованно.

Автор этих строк давно следит за ситуацией в республике и потому решил высказать свое мнение по этому поводу. Однако в редакциях, печатавших материалы против Игнатьева, категорически отказались публиковать материал с альтернативной точкой зрения. При этом сослались, что подобные тексты "надо согласовывать на Старой площади", имея в виду, наверное, администрацию президента России.

И спасибо "Правде.Ру", которая в полном соответствии с законами объективной журналистики дала возможность высказаться по существу обвинений против Михаила Игнатьева, одного из наиболее перспективных и эффективных российских руководителей.

Итак, что инкриминируют руководителю Чувашии? В первую очередь, экономические проблемы: дескать, многие предприятия, от мощнейшего "Промтрактора" до "Чувашавтотранса" и "Чувашского бройлера" — банкроты или близки к этому состоянию. Да, это так. Я могу продолжить этот невеселый список гибнущих или нуждающихся в поддержке предприятий: "Коммунальные технологии", Канашский автоагрегатный завод, агрохолдинг "Юрма", "Эльбрус"…

Но, позвольте, эти предприятия в большинстве своем устарели и не способны выжить в конкурентной рыночной экономике, которую, напомню, необходимо обновлять, как об этом говорят с самых высоких трибун. И Игнатьев в меру своих полномочий и компетенций расчищает экономическое пространство республики от промышленного балласта, а если говорить прямо — от хозяйственного хлама, доставшегося от его предшественников, которые не удосужились заняться этим, исходя из популистских соображений.

Да, это непросто, влечет рост социального напряжения и увеличивает явную и скрытую безработицу. Вынуждает региональные власти отказывать в льготах многим категориям наших граждан, снижать зарплаты бюджетникам, ведь в результате банкротства только тракторных заводов в прошлом году бюджет республики был вынужден сократить на 256 миллионов зарплату врачам и учителям, а в этом году почти полгода не выплачивать деньги бастующим водителям "Чувашавтотранса".

Но реформы всегда сопровождаются издержками, которые непременно окупятся в будущем, когда заработают обновленные производства, а инновационная экономика начнет приносит плоды. И ее контуры видны уже сегодня: я имею в виду не только планетарий, оснащенный по последнему слову техники, без которого трудно говорить о достойном уровне образования, но и агропарк, который по инициативе Игнатьева построит в Чувашии известный бизнесмен Виктор Вексельберг в виде десяти гектаров теплиц.

А как же больницы и поликлиники, может быть, лучше направить средства туда, как сказано во многих упомянутых публикациях? Конечно, это крайне актуально и необходимо для Чувашии, но, наверное, всё же правильнее сначала повысить уровень культуры и образования, поднять экономику, получить доходы, на которые можно будет построить новые высококлассные поликлиники.

Кстати, именно так рекомендуют поступать известнейшие мировые экономисты — сторонники Вашингтонского консенсуса для развивающихся стран. Не знаю, слышал ли о нём Михаил Игнатьев, но его политика полностью соответствует передовым экономическим идеям мирового уровня.

Но, оказывается, быть современным руководителем, далеким от провинциализма, сегодня небезопасно. Рискнешь получить мутные обвинения в том, что не те костюмы носишь, определения "Миша-голубец" и "Миша-бройлер", хотя даже такие мелочи свидетельствуют о том, что Михаил Игнатьев заглядывает далеко вперед и стремится построить в республике передовую европейскую модель общества.

Хотим мы этого или не хотим, но вектор мировой цивилизации, если судить по США или Европе, направлен в сторону толерантности, терпимости к людям нестандартным, пропаганде гармоничных отношений в семье и обществе. И, конечно, такие жизненные и служебные установки руководителя Чувашии вызывают резкое неприятие отдельных представителей из властных федеральных коридоров, где, видимо, начали преобладать наследственно-партийные стандарты кадровой политики.

Вменяют даже то, что в республику неоднократно приезжают руководители несистемной оппозиции, включая Михаила Касьянова и Леонида Гозмана, с которыми якобы встречаются представители чувашских властей. Да, я тоже слышал о таких фактах. И что? Касьянов — разве вор в законе или его родственник, как это часто обнаруживается в биографии некоторых чиновников из Москвы, и с ним предосудительно общаться? Он многие годы руководил российским правительством, у него богатый опыт практика большого масштаба. Сегодня Касьянов — известный политик, и координация действий с ним разумна, если хочешь избежать конфронтации в республике.

Ведь рост доверия к несистемной оппозиции реален. Конечно, он составляет не 18 процентов, как я выяснил, это показатель лишь по одной выборке среди студенчества и безработных, по остальным социальным группам, включая занятых в материальном производстве и сфере услуг, рост значительно ниже: с полутора до шести-девяти процентов. Но и эти цифры весьма тревожны, и одна из главных задач руководителя региона — не дать им выплеснуться на улицу в виде митингов и волнений, что уже начало происходить в республике с тревожной регулярностью. А для этого не грех контактировать с лидерами оппозиционных движений, как бы это не нравилось кому-то в Москве.

Вывод из вышесказанного не весел. Глубинной коренной российской республике в кои веки повезло с современным, передовым, толерантным руководителем. Да, ему, как человеку европейских стандартов, тоже хотелось бы больше заниматься спортом, лишний раз окунуться в теплое море или пойти походом в любимые чувашские леса, не столь дремучие, как дальневосточная тайга, но светлые и зеленые. Но времени нет: слишком много завалов в экономике и социальной сфере, слишком много надо прилагать усилий, чтобы сбалансировать местный бюджет в условиях, когда федеральный центр не обеспечивает финансирование и по надуманными предлогами изымает десятки миллионов рублей из республики.

Может быть, такая самостоятельность и не нравится в Москве, которой нужен ручной губернатор? Ведь давно, со сталинских времен, известно, что только из кремлевской башни всё видно в единственно правильном свете?