На Арктическом форуме в Санкт-Петербурге главной темой обсуждения стал вопрос совершенствования транспортной инфраструктуры в высоких широтах. "Важность развития транспорта определяется исключительным богатством шельфовой зоны и Арктики в целом", — подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Экономическое значение Северного морского пути постоянно возрастает, и особое стратегическое значение приобретают в связи с этим реализуемые на Ямале проекты, — уверен губернатор Дмитрий Кобылкин. — Строящийся в рамках крупнейшего проекта центра производства сжиженного газа порт Сабетта важен для всей России".
Действительно, уже сейчас строящийся на полуострове Ямал завод "Ямал СПГ" и новый для российской Арктики морской порт Сабетта обеспечивают более половины всех грузов Севморпути, и грузооборот постоянно возрастает. В недалекой перспективе грузооборот должен составить 30 миллионов тонн.
"Без серьезной модернизации морской портовой инфраструктуры ставку на повышение конкурентоспособности Севморпути делать не приходится, — считает Дмитрий Рогозин. — Приоритет будет отдан инвестиционным проектам на принципах государственно-частного партнерства".
"Если соединить порт Сабетта с Единой сетью железных дорог России, он может стать многофункциональным терминалом, открывающим регионам России ворота в Мировой океан по Северному морскому пути", — активно лоббирует идею всероссийского масштаба Дмитрий Кобылкин.
Напомним, правительство ЯНАО инициировало проект создания Арктического транспортного коридора, чтобы в полной мере использовать потенциал уже созданной инфраструктуры. Первым звеном стал новый мост через реку Надым, который регион построил своими силами.
Второе звено — железнодорожный участок 210 километров, третье — мост через Обь у Салехарда, четвертое — железная дорога до станции Бованенково, пятое — до Сабетты и шестое — сам порт. Пять из шести звеньев построены, либо проекты в процессе реализации.
Проблема — мост через Обь. Он был включен в федеральную программу в 2008 году, но начало строительства неоднократно переносилось. Финансирование строительства должно было все-таки начаться в 2017 году, но средства опять были изъяты из федеральной программы. При этом все понимают, что это — одно звено — разрушает всю цепочку.
Мост через великую сибирскую реку запустит проекты, финансируемые частными инвесторами. Арктическая зона России получит мощный транспортно-инфраструктурный инструмент, способный решать самые разные сложные задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности и повышению обороноспособности.
Проект строительства Северного широтного хода целиком поддержан президентом России. На последнем заседании комиссии по вопросам развития ТЭК Владимир Путин прямо указал, что надо обязательно обеспечить стыковку инфраструктурных проектов государства и инвестпрограмм энергетических компаний, и Северный широтный ход — именно такой проект.
Давление на Россию оказывается, в том числе через нарушение логистики, — блокируются проекты строительства новых трубопроводов, создаются препятствия для российских судов. Поэтому развитие независимого национального маршрута — Северного морского пути — приобретает особую актуальность.
"Сабетта — терминал, открывающий территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку, — комментирует Дмитрий Кобылкин. — В ежегодном послании Федеральному Собранию президент прямо указал на это. Убежден, что реализация инфраструктурных проектов на Ямале обеспечит динамичное развитие Северного морского пути, станет опорой стратегических интересов России в Арктике".
Напомним, комплексный проект "Ямал СПГ" по созданию в России крупного центра производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале предусматривает строительство завода, создание арктического морского порта Сабетта, создание сопутствующей инфраструктуры и строительство танкерного флота ледового класса. Проект приобрел более широкое национальное значение, а в нынешних условиях лишь укрепляется как первоочередной и актуальный для национальной безопасности.
В самом начале реализации проекта на международном форуме "Арктика — территория диалога" в Салехарде совещание по этому вопросу проводил лично Владимир Путин. Затем он подписал перечень поручений по реализации проекта.
"Индустриальное, инфраструктурное освоение полуострова Ямал имеет общегосударственное значение, — отметил тогда президент. — Это позволит задействовать богатейшие месторождения, создать дополнительные рабочие места, новые производства, центры переработки углеводородного сырья, что станет серьезным импульсом для социально-экономического развития Урала и Западной Сибири, будет иметь практическое значение для всей России. Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится все более оживленным".
Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, открывающий России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку. Это — самый кратчайший, экономически эффективный и безопасный путь. В максимально полной загрузке порта кроется и огромный мультипликативный эффект, который обещает увеличение доходов бюджетов различного уровня, развитие транспортной инфраструктуры, оживление экономики и социальной сферы. А это — стратегическая государственная задача.
Добавим, что на полуострове Ямал недавно начал в полную силу работать аэропорт Сабетта. Он получил статус международного, что позволяет обеспечить оперативную доставку на Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение иностранных специалистов и оборудования. Дело идет, масштабный проект развивается. И ямальцы знают, что проблема центрального звена будет обязательно решена.
"Это и будет реальным созданием в центральной части Арктики той самой инфраструктуры, которая необходима для возрождения Севморпути и превращения его в полноценный международный транспортный маршрут. Который будет работать на развитие не только российской Арктики, но и всей национальной экономики нашей страны. Порт Сабетта и Северный широтный ход — это уникальный шанс для всех регионов сделать мощный рывок в социально-экономическом развитии на благо всех жителей федерального округа и страны. И Россия вновь подтвердит, что она — лидер в освоении Арктики", — комментирует Дмитрий Кобылкин.