Минтранс России поможет Сахалину развивать Невельский и Холмский порты, авиасообщение и дорожную сеть. Совершенствование транспортной инфраструктуры крайне важно для отдаленной территории, особенно порты и флот, ведь вся Сахалинская область состоит из островов. А для повседневного сообщения и нормального функционирования необходимы качественные автодороги.
Морские гавани и другие объекты недавно посетила делегация министерства транспорта России. Министр Максим Соколов тщательно ознакомился с проектами развития, обсудил вопросы совершенствования транспорта с губернатором Олегом Кожемяко и обещал федеральную поддержку в их реализации.
В частности, дорожникам совместно с мэрией предложено расширить въездную дорогу в Холмск. Сейчас она такая узкая, что встречные машины едва расходятся. Грузы из порта вывозить неудобно и небезопасно.
Между тем через Холмский порт скоро пойдут большие объемы зерна. Готовится инфраструктура для перевалочной базы.
В последнее время появились серьезные надежды на ощутимое улучшение транспортной инфраструктуры региона и прорывное повышение качества жизни. Правительство Сахалинской области и Росморпорт только что заключили соглашения о развитии трех островных портов. Стороны договорились развивать Корсаковский, Невельский и Александровск-Сахалинский морские порты. Область берет на себя строительство пассажирского терминала, чтобы справиться с растущим пассажиропотоком, обеспечить туристам и жителям островов комфортные условия.
"Развитие портовой инфраструктуры для нас — жизненная необходимость, — подтвердил Олег Кожемяко. - Пока не все гладко с транспортной доступностью островной земли для иностранных туристов и пассажиров из России. Есть сложности с обработкой грузов. Эти вопросы уже перезрели. При поддержке Росморпорта рассчитываем сдвинуть их решение с мертвой точки".
В Невельском порту уже реконструировано два причала. Начали обрабатывать у берега суда пятитысячники. Сейчас отгружают в основном уголь и в город летит угольная пыль. Угольщики обещают установить воздушную и водяную завесы.
Потом отгрузку угля с помощью 240-метрового терминала вообще вынесут в море. Инвестиционный проект, представленный министру и главе региона, включает и многие другие объекты. Руководство порта намерено выйти на грузооборот 4,7 миллиона тонн в год. Подтверждение объемов от партнеров уже есть. Здесь будут также перевозить строительные материалы и грузы для шельфовых проектов.
Сделать предстоит еще много. Необходимо дноуглубление для возможности обслуживать 20-40-тысячные суда. Запланировано строительство пяти причалов. Требуется новое портовое оборудование. Общая стоимость проекта — 3,2 миллиарда рублей. Будут выделены средства из федерального и регионального бюджетов и привлечены частные инвестиции. Профинансировать стройку может также Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Недавно область подписала с ним соглашение. Инвесторы могут получить от фонда займы всего под пять процентов.
"Будет создано 300 дополнительных рабочих мест, в разы увеличится грузооборот порта, а это серьезные налоги, — сообщил Олег Кожемяко. - Многие предприятия получат возможность взаимодействовать на выгодных условиях. Важно, что будут решены экологические проблемы. Проект заслуживает внимания и поддержки. Думаю, он получит статус приоритетного".
"Инвестиции будут работать на Сахалинскую область, все это даст мультипликативный эффект, — уверен Максим Соколов. — Есть интересные проекты и по другим портам Сахалинской области. Минтранс их обязательно рассмотрит. Полагаю, в тесном взаимодействии с властями региона мы сможем в ближайшее время эти планы реализовать".
Конечно, нужны современные суда. В Сахалинском морском пароходстве было десять паромов типа "Сахалин". За долгие годы работы они доказали свою эффективность. Но их осталось всего три. И все построены еще в советское время. Строительство двух судов заложено в программе развития Дальнего Востока. Но дело затянулось. Министр и губернатор обсудили с моряками эти проблемы и наметили пути их решения.
Максим Соколов сообщил, что минтранс готов перечислить субсидии, но ими нужно грамотно распорядиться. Олег Кожемяко согласился взять работу под личный контроль. Островной регион заинтересован в новых паромах, чтобы сахалинцы могли путешествовать комфортабельно. Губернатор надеется, что в течение трех лет можно построить суда. Тогда будет возможность паромного сообщения с Курилами и с Владивостоком.
Министр транспорта также проверил выполнение программы по развитию Курильских островов. Он осмотрел причальные сооружения, дороги и аэропорты. Год назад, с вводом новых воздушных ворот Итурупа, удалось решить многие проблемы. Но пока остается вопрос по всепогодности аэропорта. Не хватает рейсов. Губернатор недавно обсуждал это с премьер-министром Дмитрием Медведевым, который тоже побывал на далеких восточных островах.
"Вопросы по дополнительному аэронавигационному оборудованию решим совместно с правительством, — обнадежил Максим Соколов. - По итогам поездки составим план действий по развитию транспортной инфраструктуры Курильских островов. Ведь именно она во многом формирует качество жизни".
Также уже в этом году в Сахалинской области появятся 83 новых автобуса разных марок. Для их приобретения из регионального бюджета выделено около 400 миллионов рублей.
В аэропорту Южно-Сахалинска скоро заменят светосигнальное оборудование на взлетно-посадочной полосе. Это очередной этап масштабной реконструкции аэропорта. В следующем году начнется масштабный ремонт взлетно-посадочной полосы. Скоро пройдет конкурс на создание проекта нового аэровокзального комплекса.
А представители федеральных структур уже готовятся к обсуждению масштабного проекта, который способен кардинально поменять ситуацию на островах. Об этом Правде. Ру сообщил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту Михаил Брячак.
"Все проекты, которые сейчас готовятся реализовать на Сахалине, необходимы в связи с развитием всей транспортной инфраструктуры России, от которой не должна отставать, в том числе, и региональная. Но, как мне кажется, она не будет до конца полноценной и обеспечивающей полностью все потребности и все необходимые для жизнедеятельности процедуры, если мы не вернемся к тому проекту, который предусматривал строительство моста на Сахалин с материка, — поделился своим мнением с корреспондентом Правды. Ру Михаил Брячак. — Мне кажется, именно сюда можно направить усилия.
Мы собираемся в конце этого года провести необходимые слушания транспортников и экспертов. Необходимо прочное сообщение материка с островной частью, острова с материковой частью, как по Керченскому мосту. Должен быть создан либо тоннель, либо мост, проект был задуман еще в 80-х годах.
Я думаю, есть все шансы на положительное решение вопроса, потому что он периодически возникает и экспертами обсуждается, как наиболее перспективный и по затратам значительно ниже, нежели множество точечных проектов".
Благодаря совместной деятельности федерального центра и властей Сахалинской области острова становятся ближе к Большой земле. Сахалинцы приближаются к материковой России и всему миру.