Поморье серьезно заявило о намерении стать туристическим краем. III Архангельский международный турфорум собрал более 350 профессионалов турбизнеса, ведущих экспертов, представителей власти и общественных организаций из 16 российских регионов и Норвегии. Глава Ростуризма Олег Сафонов, выступая на форуме, подчеркнул особую значимость его проведения на северной земле.
Он отметил, что Архангельская область — один из ключевых регионов Арктической зоны и имеет большой потенциал для развития туризма.
В Поморье, по его мнению, одним из перспективных и интересных направлений является промышленный туризм:
"В Северодвинске есть уникальные военно-промышленные предприятия, которые воплощают важнейшие достижения технической мысли. Здесь находится единственный в России космодром Плесецк, а посещение космодромов — один из самых важных и интересных видов туризма в мире".
Глава Ростуризма высказал предположение, что область может стать пилотной площадкой для отработки модели военно-технического и промышленного туризма. Возможности организации подобных турмаршрутов уже прорабатываются.
Игорь Орлов сообщил, что региональным правительством совместно с федеральными органами власти проделана большая работа по развитию таких проектов: "Нами были направлены запросы в профильные министерства. Предварительное согласие на посещение космодрома Плесецк и северодвинских оборонных предприятий есть. Сейчас мы подходим к подписанию соглашения о доступе на эти объекты школьников и студентов".
В стратегии развития региона детско-юношескому туризму также отводится заметная роль.
В 2014 году произошло двукратное увеличение инвестиций в развитие объектов туристской инфраструктуры области. Появились новые гостиницы и туробъекты в Архангельске, Котласском и Плесецком районах.
Основные точки роста — территории четырех туристских кластеров: Архангельск, Котласский район и Сольвычегодск — вотчина купцов Строгановых и место ссылки Иосифа Сталина, Устьяны, где активно развивается инфраструктура для спорта и туризма, Каргопольский район с белокаменными храмами и народными ремеслами.
На совещании, которое прошло в рамках форума, состоялась презентация туркластеров. На ней представили проекты "Беломорский", "Котлас — Сольвычегодск", "Устьяны", "Каргополье". Планируется построить гостиницы в Архангельске, инфраструктуру в горнолыжном парке "Мечка", этнографическую деревню "Оберег", туристско-торговый комплекс в Каргополе.
Олега Сафонова особенно заинтересовал "Строганов парк", включающий строительство 42-местной гостиницы, семейных коттеджей, банного комплекса, бассейна и других объектов в Сольвычегодске, вотчине купцов Строгановых и одновременно родине знаменитого литературного персонажа и по совместительству автора Козьмы Пруткова.
Архангельская область давно известна Соловками и Малыми Корелами, которые стали визитной карточкой региона, но сейчас стоит задача искать новые перспективные направления. В их числе — арктический туризм. Региональные власти, вместе с Ростуризмом, другими федеральными ведомствами, провели большую работу по включению акватории архипелага Земля Франца-Иосифа в границы порта Архангельск. Это создает условия для прямых рейсов Шпицберген — Земля Франца-Иосифа.
"Мы работали над тем, чтоб архипелаг Земля Франца-Иосифа стал открытым для посещения российских и иностранных туристов, — сообщил глава Ростуризма. — Эта работа завершается, уже в сентябре несколько круизных судов отправятся на архипелаг. Потенциально посещать эту территорию будут порядка 80 тысяч туристов, в основном иностранных".
Уже в этом году число иностранных гостей в регионе может вырасти в 2,5 раза. В 2015 году, впервые в современной истории круизного туризма, в морские порты Архангельской области зайдут 22 иностранных пассажирских судна.
В обширной деловой программе форума большое значение имели и вызвали всеобщий интерес пленарное заседание, различные "круглые столы", обучающие семинары, дискуссионные площадки, встречи, экскурсии по городу, на Соловецкие острова, в Северодвинск и Мирный.
"На заседании координационного совета по реализации проекта "Серебряное ожерелье России" на Соловках обсуждалось единое продвижение Северо-Западного округа в России и за рубежом", — сообщила руководитель Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области Светлана Зеновская.
Решение о создании "Серебряного ожерелья" было принято в феврале по инициативе министерства культуры России. Проект направлен на формирование единого туристско-рекреационного пространства.
"Серебряное ожерелье" — привлекательный проект, там действительно много очень любопытного и привлекательного для туристов, — считает председатель регионального совета Российского союза туриндустрии, генеральный директор туристической фирмы "Анкор" Ольга Санаева. — Когда мы поставили на замещение Европы Россию, то в первую очередь у нас экскурсионные туры по северо-западному направлению пошли. Я думаю, что у Архангельска очень хорошее туристическое будущее. Детско-юношеский туризм и индустриальные, промышленные объекты сейчас очень интересны, особенно если они хорошо поданы. Обычному массовому туристу нужно посмотреть все — то и это, другое и третье. Тематические туры востребованы гораздо меньше. Чем шире ассортимент, тем привлекательней маршрут и регион. Обязательно нужно использовать мифологию, этнографию для создания неповторимого и запоминающегося образа края. Архангельская область этим богата. Там же — Гиперборея!"
Одним из ключевых и интересных мероприятий стала дискуссионная площадка "Брендинг Архангельской области". Обсуждение началось еще до официального открытия и вызвало оживленный интерес — аудитория едва вместила всех желающих. Ведущие эксперты, представители турбизнеса, власти и общественности предприняли настоящий мозговой штурм при обсуждении туристского бренда региона, тематических и муниципальных брендов.
Всеобщее одобрение получили направления: "Арктика — что это, для кого, чем отличается Архангельск от Мурманска?", "Поморье — ключевой бренд региона?", "Гастрономический брендинг", "НЕОмузей. Как по-новому формулировать и продавать музей", "Этника — выстраивание брендинга на основе местных мифов и легенд", "Гений места: Бродский, создание литературного бренда", "Индустриальный туризм: формирование маршрута".
Теперь наиболее креативные перспективные идеи будут прорабатываться, развиваться и дополняться. Власти намерены вести системную работу по позиционированию и созданию привлекательного и запоминающегося образа Поморья.
"У нас огромный турпотенциал. Ресурсы туристской сферы требуют самого пристального внимания и развития, — убежден Игорь Орлов. — Мы ассоциируемся с Соловками, судостроением. Но нам нужно открывать людям Суру — родину Иоанна Кронштадтского, Кенозерье, наше деревянное зодчество, удивительные по красоте природные места, побережье Белого моря и многое другое. Для этого предстоит решить много задач, но мы над этим работаем".
"В Архангельской области перспективы у туризма — огромные, — согласен с ним Олег Сафонов. - Но для создания туристической инфраструктуры необходима совместная работа нашего агентства, правительства Архангельской области и бизнеса. Уверенность, что область войдет в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма. У архангельских проектов есть все шансы на успешную реализацию".
На форуме вручили сертификат о внесении колесного пассажирского парохода "Николай Гоголь", как "самого старого пассажирского судна на ходу", в Книгу рекордов России.
На пароходе-истории сохранена уникальная техника столетней давности. Он уже начал свою 104-ю навигацию по Северной Двине. Счастливого и долгого плавания — пароходу и всему туризму на действительно уникальной Земле Архангельской!