План социально-экономического развития Тувы определен до 2025 года. Правительством России утверждены практически все мероприятия, реализации которых добивалось руководство региона с конца 2013 года. Прежде всего это строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, воздушной линии Шушенское — Туран — Кызыл и реконструкция местного аэропорта.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол отметил, что подписание таких документов для отдельных регионов скорее исключение, чем правило. Как считают эксперты, это свидетельствует не только об особом внимании к Республике Тыва со стороны федеральных властей, но и о напряженной работе регионального правительства.
"Я думаю, что здесь совокупность усилий. Здесь и внимание к Туве как таковой, она инфраструктурно очень слаборазвита, это ни для кого не секрет. Во-первых, это исторически последняя республика, которая вошла в состав СССР. И поэтому здесь, с одной стороны, и историческая слабость осталась инфраструктурная, а с другой стороны, огромное богатство, потому что в этой республике огромные разведовательные запасы, и уголь, и все остальное, — заявил депутат Государственной думы, известный спортсмен Александр Карелин. — И конечно, правительство Тувы, возглавляемое главой республики, не стесняется, стучатся во все программы, не важно, социальные, инфраструктурные, предлагают свои заявки, очень настойчиво, последовательно защищают интересы и отстаивают их несмотря на то, что происходит сокращение по многим позициям. Поэтому здесь результат именно совокупных усилий".
"На мой взгляд, это комплекс мероприятий, отношений, и, естественно, отличная работа правительства как субъекта РФ, и, как следствие, отношение РФ к субъекту, — отметил зампредседателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн. — Это дорога с двухсторонним движением. В правительстве Тувы собрались очень системные взвешенные люди, которые способны реализовать любые задачи, поставленные как президентом, так и населением".
"Стратегическое положение Тувы просто невероятно. Это географический центр Азии. Ввиду нарастающего сейчас поворота на Восток в российской внешней политике, ввиду усиления связей с Монголией, ввиду установления выхода на новый уровень отношений с Китаем, конечно, развитие этого региона очень важно. К тому же через территорию Тувы быстрее добираться до Монголии и Китая, чем, как сейчас, через Кругобайкалку и Бурятию. Это элементарная география, на карте видно. Если у нас будут серьезные транспортные потоки из Китая через Монголию, то Кругобайкалка элементарно не справится, она просто сдохнет. Значит, нужна еще одна дорога, а ее можно строить либо через Алтай, либо через Туву. Любой инженер вам скажет, что через Туву дешевле выйдет, потому что там горы не такие высокие, как на Алтае. Это будет важнейший транзитный коридор, связывающий Россию с Китаем, — отметил в разговоре с корреспондентом Правды.Ру Кирилл Подъячев, научный сотрудник Института социологии РАН по регионам. — Конечно, Россия - гигантская страна, самая крупная по территории страна в мире. И чтобы для каждого региона принимать программу, нужны большие средства. Мы не можем одновременно поднять и развить все наши регионы. Надо делать выбор, какие-то приоритеты расставлять. И лично мне кажется, что как раз Тува — это очень правильный выбор приоритета. Потому что в условиях сотрудничества с Китаем и Монголией это ключевой регион".
Одна из особенностей Тувы — сохранение в республике традиционного общества, многие жители сохраняют традиционный образ жизни. В этих условиях поддержка сельского хозяйства становится не только экономической, но и социальной необходимостью. План мероприятий по социально-экономическому развитию Тувы до 2025 года предусматривает федеральные субсидии для поддержки комплекса мер по развитию овцеводства, козоводства, северного оленеводства и табунного коневодства, на эти цели выделено почти 115 миллионов рублей.
"Сельское хозяйство всегда было актуально, — отмечает Ростислав Гольдштейн. — А когда страна находится в процессе импортозамещения, оно особо остро звучит. И я думаю, что такие программы как раз позволяют реализовывать как и продовольственную программу, так и возрождать национальные промыслы, которыми являются и оленеводство, и коневодство, и овцеводство. Это традиция, а без традиций мы не можем существовать".
"Это традиционные виды промысла, традиционный образ жизни тувинцев, и это важно, чтобы сохранить их самоидентичность, колорит и привычный стиль жизни. У них как раз пастбищное скотоводство и коневодство, — пояснил Александр Карелин. — Россия этим и характерна, что все этносы, народы, вероисповедания сохраняются у нас. Поэтому это очень важно - не такие большие в общем объеме вложения, но, на мой взгляд, очень актуальные, чтобы жители не теряли самоидентичности и, оставаясь настоящими тувинцами, продолжали быть достойными и убежденными гражданами РФ".
Помимо этих важнейших проектов, в документе предусмотрено 12 направлений организационной помощи республике в развитие инфраструктурных, энергетических, коммуникационных и социальных проектов, в том числе строительство спорткомплекса в поселке Каа-Хеме, терапевтического корпуса в Кызыле и межрайонной больницы в Чадане.
"Можно только приветствовать, что руководство региона, имеющего такое транзитное значение, думает наперед о развитии именно социальной инфраструктуры, о развитии общества. Потому что когда там будет проходить какая-то важная транзитная магистраль, очень возможно, что наши "зарубежные друзья" могут начать именно в этих регионах подогревать всякие сепаратистские настроения и недовольства, чтобы эти стратегические магистрали перерезать. А работа на социальное развитие до строительства этих магистралей — это уже игра на опережение. То есть, если в регионе уже благополучна ситуация, если там граждане удовлетворены, если им комфортно живется, их будет гораздо труднее раскачать на какие-то протестные действия и сепаратизм", — подчеркнул Кирилл Подъячев.
"Для Тувы очень важно, чтобы она стала регионом добывающим и перерабатывающим, где будет и добавленная стоимость создаваться, где будут рабочие места, — уверен Александр Карелин. — Чтобы появились новые рабочие места, нужно создавать новые производства. Соответственно, это приведет к привлечению дополнительных инвестиций. Инвестиции же - это открытие новых месторождений, развитие транспортной инфраструктуры. А следовательно, привлечение новых инвесторов. В общем, эффект может быть еще больше".
Ожидается, что благодаря решению федерального правительства за десять лет в регион будет вложено около 150 миллиардов рублей инвестиций. Как отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол, даже если в итоге в республику придет лишь четверть от предусмотренного объема инвестиций, республика сделает огромный скачок в развитии.
"Моя оговорка "если" не случайна. Несмотря на всю важность принятого правительством России распоряжения, это рабочий документ. Нам всем надо будет очень напряженно и ударно трудиться, чтобы намеченное в нем стало реальностью. Но сегодня, когда мы добились особого решения по развитию республики, я думаю, даже у скептиков не осталось сомнений: невозможное все-таки возможно", — подчеркнул Шолбан-Кара-оол.