Какой регион считают "колыбелью русского флота"? Называют и Воронеж, и Архангельск, и Ярославль, и Санкт-Петербург, и даже Москву. С колыбелью флота — понятно, есть разночтения. Но однако по поводу того, какой регион считать исторической родиной русского военного кораблестроения, споров гораздо меньше, тут Поморье лидирует. Ведь именно в Архангельске Петр Первый в 1693 году заложил первый русский фрегат "Святой Павел". И только за период с XVII по XIX век на верфях Архангельска было построено порядка 500 крупных военных и торговых судов…
А имеются ли достаточные исторические основания для того, чтобы именовать не просто "колыбелью русского флота", а именно "колыбелью государственного судостроения России", скажем, те же Воронеж, Санкт-Петербург и т.д.?
Немного предыстории. Ранее факт начала государственного судостроения именно в Архангельске уже действительно пытались оспорить Воронеж, Санкт-Петербург, Подмосковье и даже Переславль Ярославской области. Но участники состоявшейся на днях в Арктическом морском институте имени капитана Воронина научно-исторической конференции "Архангельск — колыбель государственного судостроения России", историки, судостроители, курсанты морских учебных заведений, представители власти и общественности, придерживались другой точки зрения.
На форуме прозвучали развернутые доклады о главенствующей роли столицы Поморья в зарождении и развитии кораблестроения в России. Только за период с XVII по XIX век на верфях Архангельска было построено порядка 500 крупных военных и торговых судов. О нынешнем дне русского, российского военного кораблестроения и говорить не приходится: именно в Архангельской области, в Северодвинске, успешно работает известная во всем мире крупнейшая в Европе военная верфь "Севмаш", судоремонтная "Звездочка" и другие лидеры отечественной судостроительной отрасли.
"В 1693 году Петр I прибыл в Архангельск и заложил первый фрегат. И уже в 1694 году "Святой Павел" сошел со стапелей Соломбальской судоверфи. Сегодня мы хотим восстановить историческую справедливость, придав Архангельску официальный статус родины отечественного судостроения", — заявил заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалев на открытии вышеупомянутой научной конференции.
"Я нисколько не сомневаюсь, что высокого звания родоначальника государственного судостроения в России достоин только Архангельск, — отметил один из организаторов конференции, директор судоремонтного завода "Красная кузница" Николай Васьков. — Именно на нашей Соломбальской судоверфи был построен первый корабль. При этом Петр I не просто так выбрал Архангельск — здесь имелся опыт строительства морских судов. При этом корабли, построенные в Архангельске, обладали всеми необходимыми морскими качествами и могли ходить в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Читайте также: Соловки: жемчужина Русского Севера засияет еще ярче
А что думают, так сказать, "узкие" специалисты, которые занимаются историей флота — могут ли другие города России, кроме Архангельска, реально претендовать на звание родины русского кораблестроения? Признанный историк флота, автор известнейшей книги "Флот России в последние 50 лет" Георгий Костев был предельно краток: "Все три города — и Воронеж, и Архангельск, и Петербург могут на это претендовать!" Ну, что ж, такая точка зрения тоже имеет право на существование. Но вот другие наши эксперты решили сделать целый экскурс в историю, чтобы обосновать свою точку зрения: конечно, родина нашего государственного судостроения — именно Архангельск!
"Это как рождение человека, иногда бывает две даты: настоящая и которая в паспорте записана, — считает председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — То же самое с судостроением и другими событиями. Дата — это не такая безобидная вещь, как может показаться. Какая разница? Нет, спорят, к этим датам готовятся, средства выделяются и т.д. Если говорить конкретно, то Петр построил под Воронежем две полноценные эскадры, которые смогли разбить турок при Азове. Но первенец военного кораблестроения в России, большой боевой корабль "Орел", был построен еще в 1668 году при царе Алексее Михайловиче в селе Дединове на реке Ока, это вообще под Коломной. И если кто-то из историков хочет натягивать на себя пальму первенства, то надо быть объективным — тогда надо говорить вообще о XVI веке и даже еще более ранних временах. Но ведь поморские кочи ходили даже на Грумант и гораздо раньше…"
"Колыбелей русского флота, вообще-то, несколько: Переславль, Воронеж, Санкт-Петербург, Архангельск и даже Москва! — рассказал в интервью Pravda.Ru известный историк, писатель, эксперт по международному морскому праву, директор Международного кинофестиваля "Море зовет!", капитан 1 ранга Сергей Апрелев. — Ведь знаменитый "дедушка русского флота", ботик Петра Великого, был привезен англичанами в подарок еще царю Алексею Михайловичу в 1688 году и найден совсем молодым Петром в подмосковном селе Измайлово. Переславль-Залесский и его Плещеево озеро Петр I выбрал для строительства первой не боевой, а потешной флотилии. В 1692 году Петр I заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру, и на воду там было спущено около сотни небольших потешных кораблей, которые, так сказать, настоящими считать не приходится.
Осенью 1695 года Петр I приказал собрать под Воронежем более 20 тысяч мелких служилых людей и крестьян из окрестных сел и городов на строительство кораблей для взятия турецкой крепости Азов. Были построены верфи у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон. К весне 1696 года тут были готовы два более или менее крупных военных корабля и несколько мелких, а русская армия снова направилась к Азову. Русский флот на этот раз отрезал осажденную турецкую морскую крепость, и Азов был взят. Таким образом Российское государство получило выход к Черному морю. Сооружение парусных кораблей под Воронежем велось всего 15 лет, и это было, так сказать, разовое целевое мероприятие — для взятия Азова.
Читайте также: В Архангельской области нашли хороший способ привлечения инвестиций
В Архангельске же началось серьезное, регулярное и постоянное строительство русских боевых кораблей, и первый фрегат был заложен тут уже в 1693 году. Так что на звание "Колыбели русского флота" по вполне понятным причинам может, конечно, претендовать сразу несколько наших городов, но вот именно на звание родины судостроения России, конечно, может исторически претендовать только Архангельск! Тем более, что поморские традиции строительства кочей — настоящих парусных судов неограниченной мореходности — перекрывают любые достижения позднейших времен. Ибо, именно традиция — основа культуры, и морской в частности!" Ну, что ж, с мнением эксперта трудно не согласиться.
Инициативу судостроителей и историков по официальному оформлению бренда "Архангельск — колыбель государственного судостроения России" поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который направит соответствующее обращение в правительство РФ. По итогам конференции планируется издать сборник тезисов докладов, который будут использовать в образовательных учреждениях морской направленности.
Кстати, эта знаковая научно-историческая конференция состоялась в преддверии другого важного мероприятия: V международный морской форум "Во славу флота и Отечества" пройдет в Поморье с 23 по 25 октября.
"В рамках форума в Архангельскую область приедут свыше 300 гостей — это представители нефтяной промышленности, морского флота, министерства культуры России, — отметил заместитель губернатора Сергей Ковалев. — Сегодня мы понимаем, что стратегия России направлена на развитие Арктики. Поэтому одним из ключевых событий форума станет расширенное заседание межведомственной комиссии морской коллегии при правительстве РФ. Участники обсудят самые важные темы: присутствие России в Арктике, вопросы морского наследия и развития Северного морского пути".