Мурманский порт планируется сделать главной базой для освоения Арктики, а остров Русский — популярным туристическим местом. Хотя и с задержкой, но проекты реализуются. Особенно важные задачи стоят перед Мурманской ОЭЗ. Ведь задача освоения Севера только обретает все большую актуальность. Перефразируя знаменитую фразу Ломоносова, можно уверенно сказать, что Россия будет прирастать Арктикой.
Однако недавно минэкономразвития заявило, что планирует свернуть особые экономические зоны в Мурманской области и Приморском крае. В соответствии с законом, возможно досрочно прекратить существование ОЭЗ, если в течение трех лет не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности. Это самый ранний срок, но отнюдь не крайний и обязательный к исполнению. И этот шаг, согласно законодательству, допустим, но отнюдь не обязателен.
"Я бы не торопился, — заявил Pravda.Ru первый заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев. — Опыт экономических зон, за редким исключением, пока у нас в стране неудачный. Это значит, что правительство и Госдума не нашли хорошие механизмы функционирования этих систем. Но и считать, что опыт однозначно отрицательный и надо ОЭЗ сворачивать, я бы сказал, преждевременно. Надо бы приложить усилия для того, чтобы они заработали. Это особенно относится к Мурманску-незамерзающему. Рядом граница и конкурентное преимущество у норвежских незамерзающих портов, поэтому я бы не принимал никакое решение о сворачивании, а попытался все же запустить механизм функционирования особой экономической зоны".
В каждом конкретном случае нужно смотреть не только на официально фиксируемые показатели, но и на фактическое положение вещей, проводимую работу, намеченные цели и реальные перспективы. Поэтому информация о возможном закрытии зон вызвала недоумение и волнение как у мурманских властей и руководства ОЭЗ, уже проделавших большую работу по созданию инфраструктуры, так и у предпринимателей, рассматривающих возможность прихода в Мурманский порт.
"Я считаю, что спешить вообще никогда не нужно, — уверена Ольга Данилова, член комиссии по развитию реального сектора экономики Общественной палаты РФ, давшая интервью Pravda.Ru. — Самое главное — это услышать мнение жителей этого региона. Бизнес, просто гражданское общество. Потому что людям на местах виднее. И они понимают, во благо это им или во вред идет. Поэтому спешить не нужно. А если спешить, то должны быть очень хорошо подготовлены финансово-экономические расчеты необходимости такого шага".
Читайте также: Социально ориентированный бизнес рулит в Мурманске
Транспортно-логистический узел здесь крайне важен и привлекателен для бизнеса. Тем более, что уже разработана концепция создания и развития ОЭЗ портового типа, проект планировки, включая обустройство и материально-техническое оснащение прилегающей к ней территории. Сейчас ведется работа по оформлению земельно-имущественных отношений. Только из средств регионального бюджета израсходовано более 56 миллионов рублей.
Особая экономическая зона портового типа в Мурманске была создана три года назад. Сейчас правительство России должно принять решение либо о закрытии ОЭЗ, либо о заключении дополнительного соглашения о продлении срока. Понятно, что на самом деле предложение по закрытию экономической портовой зоны в Мурманске исключительно формальное. Министерство экономического развития должно действовать в соответствии с юридическими процедурами и просто отработать поручения и соблюсти регламенты. В реальности, надеемся, до крайних мер не дойдет, и здравый смысл восторжествует. Ведь в минэкономики тоже сидят не отформатированные чиновники, а грамотные специалисты. Они также хорошо понимают, что закрыть во многом готовую экономическую зону портового типа в арктическом регионе грозит уничтожением практически всех государственных программ по освоению Севера. А это тем более важно в условиях войны санкций, стремлении Запада изолировать Россию и затормозить ее развитие.
В этой борьбе один из главных ударов направлен как раз на арктические интересы нашей страны. В противовес этому в Мурманскую область приходит гигант отечественной индустрии "Роснефть". Совместно с региональными властями, руководством порта и местными предпринимателями планируется развивать Мурманский транспортный узел. Этот грандиозный проект имеет и важнейшее международное значение в различных сферах.
Читайте также: ОЭЗ в Мурманской области и на острове Русский могут закрыть
"По факту сейчас все предпосылки говорят о том, что действие зоны должно быть продлено, — сообщила председатель Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Ольга Кузнецова. — В Мурманской области в прошлом году создана управляющая компания особой экономической зоной, главой региона подписаны соглашения с потенциальными резидентами портовой зоны. Они планируют реализовывать здесь инвестиционные проекты по рыбопереработке, строительству, кормопроизводству и другим отраслям. Семь проектов направлены на решение вопросов импортозамещения продуктов (особенно рыбной продукции), которые попали сейчас под ограничения. В развитии портовой зоны выразила заинтересованность компания "Роснефть". Это прописано в соглашении между нефтяной компанией и Мурманской областью. Сейчас мы развиваем уже вторую очередь портовой зоны — участок "Три ручья", на котором расположены семь потенциальных резидентов. В настоящее время заключен контракт на разработку проекта планировки данной территории, разрабатывают его в НИИ урбанистики. Работа будет закончена уже в сентябре, что позволит уже резидентам подавать заявку на получение статуса резидента. То есть работа в самом разгаре, вложены значительные средства, которые в недалеком будущем смогут приносить реальную прибыль бизнесу и поступления в бюджет. Я думаю, что ОЭЗ не будет закрыта. Все заинтересованы в ее развитии".
ОЭЗ в Мурманской области создавалась с целью стабилизации и социально-экономического развития региона, реализации национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Она необходима для освоения минеральных и водных биологических ресурсов Арктического шельфа, модернизации транспортной системы страны с интеграцией в международные транспортные коридоры, развития Северного морского пути. В настоящее время эти задачи стали еще актуальней. Логичным решением правительства было бы уделить этому проекту первостепенное внимание и всячески содействовать его ускоренной реализации.
"Я даже слов таких не найду, чтобы выразить, насколько это важно. Это вопросы освоения Арктики, Северного морского пути, базирования Северного флота, — подчеркнул Валерий Язев. — И первостепенная задача — придать импульс развитию мурманского региона и всего Кольского полуострова".