На Дону ждут помощи с беженцами

Ростовская область предлагает как минимум вдвое увеличить активность субъектов РФ по размещению украинских беженцев. С этой инициативой губернатор Ростовской области Василий Голубев выступил на селекторном совещании, которое накануне провел председатель правительства России Дмитрий Медведев. Обстановка в регионе действительно серьезная, ему непросто справляться с потоком беженцев с воюющей Украины.

"Ростовская область ожидает от субъектов Российской Федерации более активного участия в размещении украинских беженцев", — заявил Василий Голубев на совещании.

Но все-таки, правильно ли Россия делает, принимая беженцев с Украины, тем самым как бы навлекая на себя гнев Запада? Какой выход может быть избран из создавшейся ситуации? Что вообще нужно делать в таких случаях? Такие вопросы Pravda. Ru адресовала экспертам, хорошо разбирающимся в этой непростой теме.

"Россия никак не может навлекать на себя гнев или какие-то нарекания со стороны кого бы то ни было, принимая беженцев, откуда бы эти беженцы ни были, — считает председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, с которой связался корреспондент Pravda. Ru. — Россия, наоборот, обязана принимать беженцев, в соответствии с обязательствами по Венской конвенции 1951 года о статусе беженца, к которой она присоединилась еще в начале 90-х годов. Поэтому мы просто обязаны принимать беженцев — и не только с Украины, но и из Сирии, из Египта, из любых стран, даже из США несколько человек приняли — Сноудена, например.

И мы должны разместить столько людей, сколько к нам обратилось. На сегодняшний день Россия вполне в состоянии это сделать. В Ростове стоит расширить финансовые возможности, только нужны бюджетные вложения, вот и все. В Ростове не понятно, что будет дальше, может быть, зимовать беженцам там придется, а условия для этого неподходящие".

Ну что ж, та же Турция приняла порядка 500 тысяч беженцев из Сирии, Иордания приняла 800 тысяч беженцев из Сирии, миллион беженцев принял Ливан. И никаких нет сомнений, что мы должны принимать украинских беженцев, и никаких нареканий со стороны Запада по этому поводу нет и быть не может, добавила Светлана Ганнушкина.

Читайте также: Донские МФЦ стали симпатичным лицом власти

"Я считаю, что Россия исполняет свой долг перед русским миром, — сказал в интервью Pravda.Ru член президиума ЦК КПРФ, депутат Государственной думы ФС РФ Владимир Никитин. — Она, как ядро русского мира, обязана в трудную минуту помогать нашим соотечественникам. Так было, и так всегда будет. Конечно, тем соотечественникам, которые любят Россию, связаны с Россией. Наш народ во все времена откликался на просьбы о помощи. На мнение Запада обращать внимание мы не должны, потому что то, что происходит на Украине, — это война цивилизаций. Это война против России, против всего русского мира, она не сегодня началась, и она не закончится от того, что мы бросим своих соотечественников, оставим их в беде…

А конкретно по Ростовской области — конечно, нужна целенаправленная политика распределения по регионам. И надо больше заинтересовывать беженцев, чтобы они ехали и в те регионы, где нам нужны свежие силы, рабочие руки: Сибирь, Дальний Восток, пограничные регионы. Если бы была нормальная программа застройки сельских населенных пунктов, многие бы поехали и в эти места. Надо поднимать наши регионы, исконно русские, и в том числе за счет миграции".

"Дело не в гневе Запада, потому что он уже не простит ни Крым, ни все остальное, будет нас добивать до конца, независимо от нашего отношения к беженцам, — поделился своим мнением с Pravda.Ru председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Здесь дело в том, что не принимать беженцев мы не можем по тысячам причин. Прежде всего, по нравственной, с одной стороны. А с другой стороны, беженцы в современной войне такого типа выступают, по сути, формой оружия со стороны Украины, поскольку Украину совершенно не интересует, чтобы на Юге-Востоке вообще оставались местные жители. В идеале, она бы вообще их всех выгнала.

Поэтому, беженцы — в данном случае прямое оружие против России со стороны Украины. Но поскольку по нравственным моментам мы обязаны будем их принимать, то, тем более, это оружие действенно. И в этой ситуации губернатор Василий Голубев совершенно правильно ставит вопрос!"

Читайте также: На Дону уверены: хорошая семья — успешная страна

Поскольку основная нагрузка выпала именно на Ростовскую область, необходимо всячески ей помогать и необходим план, в том числе по разделению потоков беженцев, считает эксперт. Уже сейчас надо обсуждать вопросы трудоустройства и расселения, а соответственно, и проектирования кластеров промышленного развития и специальных поселений. Нужен государственный план по работе с беженцами. Нужно четко выделять тех беженцев, которые готовы здесь остаться, и под них организовывать и промзанятость, и строительство.

"Вообще странно, что еще не создан координационный штаб. Разницы в этой ситуации между беженцами и затоплением на реке Амур или пожарами, которые были четыре года назад, по сути никакой. Это стихийное бедствие. Поэтому необходим консолидированный межведомственный штаб, новая стратегия. Наш институт, кстати, готов ее предложить. Нужно разрабатывать логистику переселения, перевода, трансфера беженцев в другие субъекты Федерации, чтобы они не накапливались в одном месте, а разделялись на потоки. "Нужно специализированно проектировать, где будут жить и работать эти люди, и под это нужно специальное производственно-территориальное планирование", — добавил Юрий Крупнов.

"Конечно, людям нужно легализоваться, люди хотят иметь право и на работу, и на медицинское обслуживание, и вообще человеку нужен легальный статус как таковой, — сказал Pravda. Ru ответственный секретарь общественного совета при УФМС России по городу Москве, директор проектов фонда развития международных связей "Добрососедство впереди", член общественного совета при Росстате Юрий Московский. — Людям нужно легализовываться. Нужно быть готовыми к тому, что приток беженцев будет и он будет возрастать. Ростовская область — одна из приграничных областей, хотя есть и другие области, граничащие с Украиной. Во всех регионах РФ сейчас есть беженцы с Украины, даже если они так не называются, они реально являются беженцами. Но сложнее всех, конечно, ростовчанам.

Пока мы справляемся с ситуацией, мы довольно мощное государство. Естественно, идет нагрузка на бюджет, на органы государственной власти, общества и на все структуры. Прибыло в Россию больше 500 тысяч человек, именно в качестве реальных беженцев, колоссальное количество. Причем большинство прибывают именно через Ростовскую область, потому именно ей и нужно помогать в первую очередь. Губернатор Голубев молодец, внятно и грамотно поставил вопрос".

И в заключение несколько цифр и фактов, которые привел при общении с российским премьером губернатор Василий Голубев. С момента ввода режима ЧС в Ростовской области 4 июня границу пересекли и остались на Дону более 220 тысяч граждан Украины. По состоянию на 25 июля в регионе размещено более 39 тысяч человек, в том числе почти 13 тысяч детей.

Читайте также: На Дону собрали первый миллион тонн хлеба

В среднем ежедневный приток беженцев в Ростовскую область достигает от полутора до двух тысяч человек, тогда как в другие регионы России отправляется по 300-500 человек. По мнению Василия Голубева, чтобы ситуацию с беженцами по-прежнему держать под контролем, последнюю цифру необходимо увеличить вдвое — отправляя в регионы до тысячи человек в сутки.

В целом ситуация с беженцами в Ростовской области действительно сложная, но управляемая, сказал Василий Голубев, поблагодарив за оказанную федерацией поддержку. Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что подписал постановление о трансферте регионам на бытовое обустройство граждан в пунктах временного размещения более 3,5 миллиарда рублей. "Вы в полной мере будете пользоваться теми выплатами, решения по которым я сегодня подписал", — сообщил Дмитрий Медведев ростовскому губернатору. Федерация также обещает направить еще два трансферта — в сентябре и в декабре этого года.

На этом знаковом совещании рассматривались и вопросы размещения беженцев в холодное время, а также устройства детей беженцев в образовательные учреждения. Увы, не известно, когда закончится на Украине тревожная ситуация, поэтому готовиться надо ко всему. Кстати, Василий Голубев сообщил, что проблем с местами в средних учебных заведениях области нет, чего нельзя сказать о детских садах. Василий Голубев уверен, что приоритет должен остаться за жителями Ростовской области.

"У нас действует система очередности "Электронный детский сад", и мы, прежде всего, будем учитывать интересы жителей Дона, которые стоят в очереди", — подчеркнул глава региона.

Губернатор также доложил Дмитрию Медведеву о сложной, прямо-таки тревожной обстановке на границе области с Украиной. Например, из-за обстрелов 17 июля 2014 года пришлось эвакуировать свыше 90 жителей из двух хуторов Куйбышевского района Ростовской области. "У нас есть примеры, когда селяне не смогли приступить к уборке урожая на тех территориях, где были попадания снарядов с территории Украины. Люди просто боятся", — пояснил Василий Голубев.

В последнее время для обеспечения безопасности наряды пограничников и полиции в приграничных территориях области усилены представителями казачьих и добровольных дружин.