В Свердловской области создана рабочая группа для подготовки предложений по реализации реформы местного самоуправления. Согласно новому закону, утвержденному в конце мая президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, оптимизируется система управления и вводятся два новых типа муниципальных образований: городской округ и внутригородской район.
Теперь регионы за полгода должны подготовить нормативную базу для приведения в соответствие административно-территориальных образований федеральному законодательству. Губернатор Среднего Урала Евгений Куйвашев считает, что "предложенные варианты наиболее ярко отражают потребность граждан в общении с руководителями города, поселка или села. Муниципалитеты призваны в первую очередь опираться на мнение населения, теперь они приблизятся к людям". Цель реформы — усилить влияние жителей на власть, сделать людей реальными участниками самоуправления на своей земле, дать возможность населению решать самые насущные вопросы своего двора, квартала, района… В рабочую группу вошли депутаты Законодательного собрания всех фракций, политологи и юристы. Кроме них будут привлекаться независимые эксперты и представители органов местного самоуправления. Работа уже началась.
Читайте также: Уральцы расширяют международное сотрудничество
"В Свердловской области представители госвласти как раз правильно поступают, собирают общественное мнение и будут принимать решение, как жители Свердловской области хотят избирать своих представителей. Нельзя забывать о конституционных принципах местного самоуправления, которое принадлежит народу", — заявила Pravda. Ru Маргарита Свергунова, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
На первом заседании рабочей группы директор Института регионального законодательства Николай Воронин отметил, что федеральный закон перед подписанием претерпел значительные изменения — было внесено более 2 тысяч поправок. Законодательному собранию Свердловской области предстоит принять, по меньшей мере, пять областных законов. Необходимо разработать документы, регламентирующие процедуру деления муниципальных образований, определяющие источники доходов внутригородских образований, порядок формирования представительных органов власти и назначения либо избрания глав муниципалитетов, сроки их полномочий и многие другие основные положения.
Принятие региональных законов создаст правовую возможность для реформы в регионе. Это не значит, что муниципалитеты сразу поменяют свой статус. Федеральный и готовящиеся муниципальные законы создают основу именно для народовластия. Люди сами будут решать, как удобней организовать местное самоуправление.
Первый круглый стол уже состоялся. Гость Константин Захаров, зампредседателя комитета по экономической политике заксобрания Челябинской области, сообщил, что у них только что приняли закон: "Мы стали первым городом-миллионником, который по новой схеме будет проводить выборы. У нас семь внутримуниципальных районов, и количество депутатов будет увеличено с 38 до 170 человек. Как все это будет работать на практике, покажет время, но есть внутреннее ощущение, что все должно быть хорошо".
Читайте также: В Свердловской области взялись за социальную сферу
Как говорится, лиха беда начало. Вероятно, будут корректировки у челябинцев, свердловцев, и другие регионы не обойдутся без корректировок, но все развивается. Это естественно. Главное — положено начало действительному приближению власти к людям, возможности населения влиять на действия власти в самых близких и чувствительных для простых людей делах. С необходимостью реформы нельзя не согласиться.
Член комитета по законодательству, общественной безопасности и местного самоуправления заксобрания Свердловской области Евгений Артюх обратил внимание на необходимые изменения в местном самоуправлении:
"Реформа будет способствовать демократизации, приближению депутатов к населению. Я был на выпускном вечере в школе при детдоме в Екатеринбурге, там ко мне подходит педагог и говорит: "У нас проблема, помогайте. Жилой дом в Октябрьском районе, 9 мая кто-то запустил петарду, сгорела крыша. Мы не можем добиться ничего ни от кого". Я говорю: "А где ваш местный депутат?" Они его найти не могут. "А что администрация района?" — спрашиваю. "Они не реагируют", — говорят люди. И вот я, пишу премьеру, главе администрации города Якобу, и запускаю механизм восстановления крыши. Надо приблизить власть к населению. Депутаты должны заниматься реальными проблемами людей".
Депутат Государственной думы Зелимхан Муцоев решительно поддерживает проведение реформы местного самоуправления: "Нужно давать больше полномочий на местах. Сами люди лучше ориентируются и знают, как работать. Хочется дать больше полномочий местному самоуправлению. Я думаю, это будет большой сдвиг в положительном направлении. Этот вопрос актуален для Екатеринбурга, и для всей страны — реформа должна быть широкомасштабной".
Читайте также: Дни Свердловской области в Совете Федерации прошли успешно
Признали необходимость коренных изменений в деятельности муниципалитетов и поддержали федеральный закон и курс региональной власти и оппозиционные политики. Депутат заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских сказал:
"Мне не нравится вся та истерика, которая идет в СМИ, когда нагнетается негативное отношение к реформе. Я лично поддерживаю реформу". Он обратил внимание на то, что простые люди в основном поддерживают необходимость изменений, а негатив идет именно со стороны городских дум и администраций. Поэтому к обсуждению реформы необходимо активней подключать свердловчан.
"Во-первых, мы не имеем права не учитывать мнение населения, когда принимаем законы. Во-вторых, пока мы обсуждаем закон в недрах рабочей группы, администрации некоторых муниципалитетов начинают нагнетать негативное отношение к законам, которые могут быть приняты Законодательным собранием. Поэтому необходимо уже сегодня организовывать общественные площадки для обсуждения реформы", — подчеркнул Андрей Альшевских.
"Подобная площадка может внести определенные коррективы в наделение полномочиями органов местного самоуправления. Очень важно, чтобы та инициативная группа и те комиссии, которые существуют, были достаточно независимы, и тогда есть вариант, что могут обсуждать проблемы выборности или невыборности, назначения или неназначения, сити-менеджеры или выборность всех, и в представительные органы, и глав администрации, распределение средств внутри крупных городов и выделение в районы, или оставлять крупные задачи за городом, а районам поручать более мелкие задачи, — уверен Игорь Шпектор, заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ, давший интервью Pravda. Ru. — Это все сегодня возможно решать на уровне субъектов".