На очередном заседании межведомственной рабочей группы по господдержке авиационной техники под председательством вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина были рассмотрены задачи, стоящие перед отраслью. Как выяснилось, Ульяновская область, где расположено большинство основных предприятий авиапрома, полностью подготовлена к вызовам времени.
"Ситуация в связи с давлением Запада на Россию из-за крымских событий складывается сложная и напряженная. Конечно, обещанные политиками санкции не поддерживаются бизнесменами, и на полный разрыв экономических связей никто не пойдет. Но это не упрощает возникшие проблемы. Нас и раньше ограничивали или пытались это сделать. Мобилизация всех ресурсов, внутренняя кооперация, научные исследования особенно необходимы в сфере высоких технологий и вооружения, поскольку зависимость от импорта ослабляет нашу обороноспособность и экономику, а иностранная техника может содержать опасные начинки. Поэтому ставку надо делать на собственное производство, — отмечает председатель комитета Совета Федерации по обороне Виктор Озеров. — Ульяновские власти поступили совершенно правильно, что сохранили и развивали отечественное самолетостроение. Мы и раньше поддерживали эти направления, в том числе в Ульяновске, Хабаровском крае и других местах. Помимо прочего это и сохранение рабочих мест, решение социальных задач. Сейчас большинство россиян относятся с пониманием и поддерживают присоединение Крыма. Люди поддерживают курс на независимость от импорта, уверены, что можем справиться сами".
Читайте также: Ульяновская область борется с привилегиями чиновников
Участники совещания обсудили пути преодоления проблем, которые могут возникнуть у российских авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты иностранного производства. Возможны ужесточения требований к визовому режиму, поставке запасных частей и комплектующих для воздушных судов иностранного производства и техническому обслуживанию. Поэтому повышается роль и требования к отечественному авиастроению.
Генеральный директор УК "Ульяновский авиационный кластер" Вильдан Зиннуров сообщил, что для предотвращения возможных трудностей в правительстве России рассматривается вопрос об организации всех авиарейсов из Крыма и Севастополя российской компанией Red Wings Airlines, которая эксплуатирует только отечественные самолеты Ту-204. Авиакомпания имеет самолеты различных модификаций, которые позволят полностью удовлетворить потребность в перевозках.
"Мы крайне заинтересованы в принятии решения об организации авиарейсов в Крым и Севастополь на самолетах Ту-204. Это реальный шанс ввести в эксплуатацию весь существующий парк Ту-204, получить заказ на ритмичные поставки запасных частей для предприятий нашего авиационного кластера. В лице этой авиакомпании мы получаем заинтересованного заказчика самолетов Ту-204СМ и других перспективных воздушных судов российского производства", — рассказал гендиректор кластера. Современные пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204 выпускаются ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске. Эти воздушные суда эксплуатируются ведущими авиакомпаниями России, а также зарубежными компаниями, в том числе Cubana de aviacion (Куба), Air Koryo (Корея), Cairo Aviation (Египет).
Всего же в Ульяновский авиационный кластер входит полсотни предприятий. Среди них — производственные, консалтинговые, лизинговые, таможенные и другие компании по всем необходимым для отрасли направлениям. Ядром всей системы является авиастроительный гигант "Авиастар-СП", в производстве продукции которого задействовано порядка 70 предприятий. Планируется, что через пять лет их количество дойдет до четырехсот.
Читайте также: Ульяновская область как лидер по заботе о природе
Одним из ключевых направлений развития региона является именно формирование кооперации и загрузка производственных мощностей предприятий Ульяновского авиакластера. Такой вектор развития губернатор Ульяновской области Сергей Морозов задал еще в самом начале своей работы, когда у многих были сомнения в необходимости развития отечественного авиастроения. Во многом благодаря усилиям региональной власти возродился завод "Авиастар-СП". Теперь это крупнейший производитель самолетов в России. Последние международные события полностью подтвердили верность выбранного курса не только в плане опережающего социально-экономического развития края, но и, прежде всего, с точки зрения интересов всей Российской Федерации.
"Сегодня авиационная промышленность находится у нас, в целом, в достаточно тяжелом положении, и потенциал есть только за счет того, что у нас действует такой завод, как "Авиастар — СП", и мы остаемся авиационно-производящей державой именно благодаря этому заводу, — отмечает заместитель генерального директора центральной компании ФПГ "Российский авиационный консорциум", один из разработчиков самолета Ту-204 Сергей Исаков. — Если бы не было "Авиастара", то в связи с развалом СССР, в связи с тем, что от нас отвалились киевский, ташкентский заводы, мы бы уже перестали быть авиационно-производящей державой. Сейчас ульяновский "Авиастар-СП" — опора авиастроения. У нас есть наука, ОДКЮ авиационное, а есть сборочное производство, и вот одна из основных частей фундамента нашего авиастроения — это как раз завод "Авиастар" в части самолетного производства".
"В сфере развития авиации за последние годы мы сделали огромный шаг вперед. От нашего авиастроительного кластера мы получаем реальную отдачу. В этом году темпы роста объемов производства ЗАО "Авиастар-СП" составят не менее 147 процентов. Мы развиваем единственную в стране портовую особую экономическую зону. На ее территории будут создаваться предприятия по производству и техническому обслуживанию авиационной техники, развиваться логистика и оптовая торговля", — сообщил губернатор. В случае дальнейшего ухудшения экономического сотрудничества с западными странами, на ульяновский комплекс ляжет дополнительная нагрузка, и рост производства может значительно превзойти даже столь высокие намеченные рубежи. Правительство области уже взяло на заметку возможность дополнительных заказов и прорабатывает различные варианты поиска и введения в действие дополнительных резервов. В кластере производится много уже хорошо зарекомендовавших себя моделей и имеется целый ряд перспективных разработок.
"В советских системах авиапрома Ульяновский авиазавод был самым новым, самым современным, самым мощным предприятием, — сообщил корреспонденту Pravda. Ru главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. — Он строился для производства самолетов Ан-124 Руслан, ну и ряд других проектов у них был. Поэтому это очень хорошее современное предприятие, они сохранили до сих пор производство Ту-204, освоили недавно производство Ил-76МД-90А, то есть это модернизация ИЛ-76, которая была перенесена из Узбекистана, из Ташкента. Это нормальное современное предприятие, несомненно, его необходимо развивать".
Читайте также: Ульяновцы за достойный труд и против безработицы
В Ульяновской области уже реализуется несколько новых перспективных проектов. Приоритетным направлением является строительство современных самолетов Ил-76МД-90А. В 2012 году "Авиастар-СП" подписал крупнейший контракт с Министерством обороны на поставку 39 современных военных транспортников. Серийное строительство новых самолетов уже запущено. Летный образец успешно завершил первое государственное испытание и готовится ко второму этапу ГСИ. В этом году завод передает заказчику два "Ила". Еще одним значимым проектом стала модернизация самолетов Ан-124 "Руслан" в рамках контракта с министерством обороны. Необходимые технические решения были разработаны в самые сжатые сроки и полностью удовлетворили потребности заказчика. Сейчас "Авиастар — СП" проводит комплекс мероприятий по ремонту, модернизации элементов самолета для поддержания и улучшения технических характеристик, повышения надежности и увеличения сроков эксплуатации. В этом году завод передает заказчику два ВС. Среди других масштабных перспективных проектов — участие в кооперации по созданию магистрального самолета МС-21 и самолетов Sukhoi Superjet.
"Я как летчик могу сказать, что уровень развитости государства определяет аэрокосмический комплекс, потому что все наивысшие достижения науки и технологий — это, в первую очередь, в авиации и космонавтике, поэтому любые такие мероприятия, как когда восстановили Ульяновский завод, — это просто играет на руку всему государству. На основе авиационно-космической промышленности подтягиваются все другие отрасли, производства, поэтому это надо развивать, — считает генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Николай Антошкин. - Если мы это дело не сохраним, мы превратимся во второразрядное или третьеразрядное государство. Потому что в мире всего несколько, по пальцам можно пересчитать государства, которые в лице одной страны могут производить и самолеты, и космические аппараты. А это говорит об уровне развития любого государства".
Ульяновские власти не собираются почивать на лаврах. Губернатор Сергей Морозов на совещании по вопросу развития ЗАО "Авиастар-СП" предложил заменить старые "Боинги" новыми Ту-204СМ и поставил задачу: "Необходимо срочно решать проблему эксплуатации старых самолетов за счет стимулирования производства отечественных воздушных судов". В конце прошлого года Сергей Морозов заслуженно получил общероссийскую премию "Авиастроитель года" в номинации "За личный вклад в развитие авиационной промышленности". Жизнь не стоит на месте, впереди, в дальней перспективе — еще более грандиозные задачи, масштаб которых пока даже трудно представить, но к ним надо готовиться уже сейчас, считают ульяновцы. Традиция "учить самолеты летать" продолжается, развивается и совершенствуется.
"Я сейчас руковожу проектом самолетов интегральной схемы, это будущее мировой авиации, потому что те самолеты, которые сейчас летают в мире, — это называется традиционная схема, есть еще схема "летающее крыло", а есть схема "интегральная эргономическая система". Это будущее не только нашей, но и мировой авиации, и мы планируем, что эти самолеты будут производится в Ульяновске, основа будет на "Авиастаре". И сейчас в руководстве страны, и в администрации президента, и в правительстве, на самом высоком уровне решаются вопросы, и везде в качестве производства прописан, конечно, в первую очередь "Авиастар", — заключил Сергей Исаков.