Президент Владимир Путин в своем Послании в конце 2013 года предложил создать территории опережающего развития в восточных регионах страны. Как их организовать и какими они должны стать, обсуждали на Красноярском экономическом форуме. Несмотря на разность взглядов и подходов, уже вырисовывается общая концепция и прорабатываются конкретные проекты. Как и предсказывал Ломоносов, Россия будет прирастать Сибирью. Теперь — в качественном плане.
Глава Тувы Шолбан Кара-оол предложил рассмотреть вопрос о создании Енисейской территории опережающего развития. Тем более что в регионе есть проект строительства железной дороги "Кызыл-Курагино", имеющий важное значение для освоения Элегестского угольного месторождения.
"Тува — забытый регион, но он богат природными ресурсами и стратегически очень важен, — отмечает политик и бизнесмен Олег Сысуев, первый зампред совета директоров "Альфа-банка". — Конечно, республика очень нуждается в социально-экономическом развитии. Без развитой транспортной инфраструктуры этого не добиться никакими льготами. Поэтому железная дорога в Кызыл просто жизненно необходима. Думаю, если глава Шолбан Кара-оол продвигает этот проект, то он обязательно будет реализован".
"Я всегда исхожу из того, что раз проект начат и затрачены ресурсы, то ни в коем случае нельзя его прекращать или откладывать, а надо продолжать и доводить до конца. И чем быстрей, тем лучше. Нужно подходить рационально и быстрей получать отдачу, — заявил корреспонденту Pravda. Ru главный аудитор Банка России, бывший зампредседателя Счетной палаты Валерий Горегляд. — С точки зрения освоения сибирских территорий, создания масштабных кластеров на востоке проект "Кызыл-Курагино" очень важен. Особенно необходимо и полезно это для развития депрессивного региона — Республики Тува, развития природопользования. Пора прекращать дискуссии и споры о путях и методах развития в федеральных министерствах и ведомствах и начинать реально реализовывать такие проекты. Тогда будет и реальное развитие территорий и всей страны".
Глава Тувы Шолбан Кара-оол обозначил приоритетные подходы при создании территорий опережающего развития. Он считает принципиально важным усилить интегрирующую, связующую роль этих территорий. Однако обеспокоенность тувинского руководителя вызывает то, что проект по созданию территорий опережающего развития коснется преимущественно уже развитых регионов. С этим согласны губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, другие главы регионов, политики и эксперты. По мнению региональных руководителей, нельзя усугублять депрессивность проблемных регионов, которые наиболее нуждаются в создании благоприятных стартовых условиях и особой поддержке государства.
"Сейчас, когда идет активная разработка нормативной базы, определяются критерии для придания территориям статуса зоны опережающего развития, важно защищать интересы таких регионов, как Республика Тыва, — считает премьер Шолбан Кара-оол. — Одним из главных критериев должно стать наличие приоритетного проекта развития, прошедшего все бюрократические согласования и госэкспертизу, наличие конкретного инвестора, готового его реализовывать и уже вложившего в проект внушительную сумму средств.
То есть проект, который уже прошел точку невозврата и должен быть обречен на реализацию. В Туве есть хорошо проработанный проект строительства очень важной железной дороги "Кызыл-Курагино" в увязке с освоением Элегестского угольного месторождения. Я предлагаю рассмотреть вопрос о создании Енисейской территории опережающего развития. Ведь положительный эффект от строительства этой железнодорожной ветки получает даже не отдельный регион, а целый кластер. Большая часть этой дороги пройдет по Красноярскому краю, который также сможет активно осваивать месторождения. Проект "Кызыл-Курагино" способен дать самой Туве и соседним регионам тысячи новых рабочих мест, миллионы дополнительных доходов, приток инвестиций для дальнейшего развития и повышение качества жизни людей".
Приоритет проекта "Кызыл-Курагино" для федеральных властей подтвердил на Красноярском форуме вице-премьер России Игорь Шувалов, осмотревший экспозицию Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова. Проект полностью готов и скоро может получить визу на начало госфинансирования из фонда национального благосостояния. ТЭПК уже прошла первый из двух этапов согласования заявки на средства ФНБ на 86,9 млрд рублей, продолжаются переговоры с правительством РФ, а также с Внешэкономбанком и Сбербанком России об их участии в финансировании проекта. Глава компании рассчитывает, что подрядчики в июне 2014 года смогут начать работы. Однако сроки могут быть скорректированы в зависимости от решения правительства по софинансированию проекта.
"У нас сроки сжатые, там наступает ранняя зима, поэтому в лето нам надо войти", — уточнил Руслан Байсаров. В рамках Красноярского экономического форума на пленарной дискуссии "Территории опережающего развития — восточный экспресс", круглом столе "Восточный вектор развития российской экономики" и итоговом совещании с участием руководителей регионов под руководством полпреда Президента РФ в СФО Виктора Толоконского обсуждалось, какими должны быть критерии определения территорий опережающего развития, которым предполагается оказывать серьезную государственную поддержку в виде налоговых каникул для инвесторов, льготной ставки страховых взносов, упрощенной процедуры подключения к электросетям, получения разрешения на строительство и многие другие преференции.
Тува вошла в перечень регионов с налоговыми трехлетними каникулами для инвесторов, осуществляющих реализующих региональные проекты. Но нужен комплексный подход. Налоговые каникулы без транспортной доступности хоть сколько-нибудь значимого притока капитала не дадут. А вот на дорогу, по дороге и с дорогой бизнес пойдет! Сибирские регионы должны занять достойное место в экономическом пространстве страны. А люди, обживающие крайне суровые территории Сибири, заслуживают поддержки.
К территориям опережающего развития надо в первую очередь относить регионы, которые нуждаются в подъеме, а не те, что уже социально-экономически развиты. Если на базовых площадках Тувы, Хакасии и Красноярского края будет создана Енисейская территория опережающего развития, будут преференции государства, то станет возможным реально развивать, поднять и сделать процветающими эти, с избытком наделенные Богом и природой огромными ресурсами, но ныне забытые властью места.