Титан поднимет экономику Свердловской области

В 2010 году Владимир Путин во время своего визита  на завод крупнейшего в мире производителя титана "ВСМПО-Ависма" заявил о создании особой экономической зоны "Титановая долина". Проект позволит Российской Федерации закрепить лидерство в сфере производства стратегического металла и будет способствовать развитию ряда других важных отраслей.

Сейчас в особой экономической зоне работает совместное предприятие российского "ВСМПО-Ависма" и американской авиакосмической корпорации Boeing — Ural Boeing Manufacturing. Корпорация "ВСМПО-Ависма" производит губчатый титан, все виды полуфабрикатов из титановых сплавов, магния и магниевых сплавов и является ключевым поставщиком деталей для крупнейших авиастроительных компаний мира — Boeing и Airbus.

Ставка на титан должна себя оправдать, считают в корпорации. По прогнозу ВСМПО, потребление титана только в аэрокосмической отрасли будет расти на 5-7 процентов в год и превысит 85 тысяч тонн в 2018 году. На новые композитные авиалайнеры Boeing Dreamliner требуется уже не две, как на Boeing-737, а двадцать тонн титана. А кроме того, титан находит все более широкое применение в атомной отрасли, судостроении, нетранспортном машиностроении, медицине.

Открывающиеся перспективы заставляют задуматься о расширении сырьевой базы. Основным поставщиком традиционно была Украина. А сейчас ильменит закупается также на Шри-Ланке, корпорация обзавелась и собственным месторождением.

Долгосрочные контракты с Boeing уже позволили увеличить долю поставок ВСМПО на американский рынок с 16 до 40 процентов. Именно американская корпорация должна стать одним из крупных резидентов создаваемой в Свердловской области особой экономической зоны.

В меморандуме о взаимопонимании между "ВСМПО-Ависма" и Boeing обозначены планы строительства нового завода, где будут обрабатываться титановые штамповки для пассажирских самолетов. Объем выпуска продукции для американской корпорации с запуском этого предприятия должен вырасти вдвое, повысится и глубина переработки продукции.

С 2011 года в проект уже вложено порядка 1 миллиарда рублей. Инвестируют в "Титановую долину" не только экономические агенты, но и регион. Участие Свердловской области в развитии ОЭЗ весьма чувствительно для регионального бюджета. В ближайшие три года на создание необходимой инфраструктуры и выплаты по долговым обязательствам ОЭЗ из бюджета поступит более трех миллиардов рублей. Поэтому в Екатеринбурге также заинтересованы в том, чтобы деньги не оказались выброшены на ветер, а в "долину" потянулись производители.

В этой особой экономической зоне планируется развивать не только профильные производства. Здесь ждут машиностроителей, производителей строительных материалов, инновационные компании, обещая разместить до 50 предприятий.

В частности, при поддержке областного правительства планируется создать совместное предприятие с японской Mitsubishi по выпуску оборудования для мусоросжигательных заводов. Также к 2016 году в ОЭЗ должен быть создан бизнес-инкубатор, выставочный центр, учебный центр и жилой поселок.

"Титановая долина" должна стать одним из инструментов модернизации промышленного сектора Урала и обеспечить рост экономики Свердловской области.