Ямал обеспечил продуктами себя, а топливом — всю Арктику

Централизованный северный завоз в газовую кладовую — полуостров Ямал выполнен досрочно и в полном объеме. Однако региональные власти не собираются весь зимний морозный период греться на печи или у центрального отопления. Округ сразу же стал готовиться к следующему сезону, чтобы укрепить продовольственную и топливно-энергетическую безопасность.

В прошедшую навигацию ход проведения подготовительных работ в ЯНАО был взят на особый контроль в центре и во всех муниципалитетах заранее. Это позволило хорошо подготовить пункты приема грузов, судов и автотранспорта и избежать простоев и задержек. В целом по стране северный завоз никогда не проходит гладко. Жесткие условия Арктики далеки от парниковых.

"Северный завоз всегда был не прост, пока сигналов острых жалоб, писем, телеграмм нет. Завоз мы взяли под контроль, до нового года мы заслушаем этот вопрос", — сообщил "Правде.Ру" Николай Харитонов, председатель комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. В ЯНАО северному завозу с самого начала был задан высокий темп, проработанная программа заметно ускорила процесс. Уже в середине лета Ямальский, Надымский районы и часть поселков других районов были полностью обеспечены необходимым запасом угля.

"Ямал — это нефтегазовый регион, не угольный, но я общаюсь со своими коллегами, с профсоюзниками по нефти и по газу, у них там действительно в отношении северного завоза, то есть обеспечения себя на период, как они говорят, полярной зимовки, нет проблем, — пояснил "Правде.Ру" член Общественной палаты РФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. — В регионе все вопросы решены заранее, они действительно оперативно и активно работают".

Завоз в целом осуществили ударными темпами. Практически все необходимое развезли по поселкам уже в начале октября. Без накладок всё же не обошлось. В три поселка одного из самых труднодоступных Тазовского района не получилось доставить в намеченный срок дрова. Подвели подрядчики. Московская фирма, выигравшая тендер, в последний момент, в сентябре, отказалась от выполнения завоза. Но справились и с этим форс-мажором. На недавнем заседании правительства ЯНАО ни у кого не вызвал сомнений основной тезис: "Ямал к зиме готов". Все подготовительные работы завершены с опережением графика. Паспорта готовности муниципалитеты получили почти на три недели раньше установленного срока.

"У меня нет никакой статистической информации, что там есть проблемы, в том числе и с топливом, поскольку часть депутатов с Ямала со мной работают, они бы высказали озабоченность, если бы она там была, поэтому полагаю, что по Ямалу все нормально, там всегда достаточно эффективно организуют работы", — отметил председатель комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев.

Многие северные территории столкнулись с проблемами при досрочном завозе топлива и продуктов в отдаленные пункты из-за ранней зимы. Продолжают доставлять продукты на Чукотку, были проблемы с доставкой продовольствия в Ненецком АО и другие регионы. Поэтому создаются неприкосновенные переходящие запасы, грузы продолжают завозить уже по зимним трассам.

На Ямале решили не ограничиваться этими, пусть и необходимыми, но далеко не самыми эффективными мерами. На одном завозе вечно сыт не будешь и счастья не построишь. "Мы продолжаем укреплять продовольственную безопасность, — сказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. — Наращиваем инвестиции, внедряем государственно-частное партнерство, поддерживаем инициативы.

Читайте также: Ямал в ожидании инвестиционного бума

Меры поддержки беспрецедентны. Ведётся строительство рыбоводного завода и баз сбора икры. Особенно активно работают по созданию северного агропрома в Шурышкарском и Красноселькупском районах, причем не только власти, но и жители".

Большой прорыв губернатор видит в развитии транспортной инфраструктуры. Совсем скоро развитие и диверсификацию экономики региона активизирует строительство Северного широтного хода. Технологической базой станет автодорога Надым-Салехард, обеспеченная электричеством и спутниковой связью, что значительно расширит логистические возможности огромного края. Запрос на эту дорогу велик.

Экспедиция "Тюмень-Сабетта-Китай" доказала необходимость развития железной дороги в привязке к Северному морскому пути. Обеспечение нефтепродуктами можно сделать намного дешевле и эффективнее, если построить завод по производству ГСМ на Ямале, — убежден глава региона. ""Газпром" разрабатывает нефтяное месторождение Новый Порт. С него можно проложить трубу к строящемуся порту Сабетта. Построив здесь завод по производству ГСМ, обеспечить арктические регионы будет гораздо проще и экономичней", — отмечает глава региона.

Загвоздка лишь в том, что завод производительностью менее 5 миллионов тонн топлива в год, по мнению Дмитрия Кобылкина, строить нецелесообразно. А завоз ГСМ по всему арктическому побережью — 4 миллиона тонн. Задача государства — просчитать бизнес-условия.

На Ямале идет глобальная инвентаризация всех ресурсов. Тщательно изучаются запасы песка, глины и других материалов, пригодных к строительству. Уже посчитаны чуть ли не все деревья в тайге, звери, птицы в тундре и рыбы в реках и озерах. 60 видов растений и животных ямальцы добавили в Красную книгу, а около 50 вычеркнули: их популяции удалось восстановить. Полезное нашли даже на свалках. Появились предприятия, занимающиеся переработкой старых шин, макулатуры и других отходов.

Ямал является лидером промышленного выхода в Арктическую зону. Крупнейшие, не имеющие аналогов инвестпроекты округа: Бованенково, порт Сабетта, завод Ямал-СПГ, Северный широтный ход и другие, утверждены федеральным центром. В этом году в Салехарде прошла Международная встреча государств-членов Арктического совета. Президент поддержал создание в столице округа Российского центра изучения Арктики.

На III международном форуме "Арктика — территория диалога" под председательством Президента России Владимира Путина основное внимание уделили защите окружающей среды. Необходимость сохранения природы, от которой зависит будущее, хорошо понимают на Ямале. Губернатор Дмитрий Кобылкин еще несколько лет назад четко определил: один из основных критериев освоения Арктики — экологическая безопасность. Арктику надо не покорять, с ней надо дружить.

PS. 27 ноября открыта главная ледовая трасса Ямала Салехард-Лабытнанги.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"