Оренбургская область по праву является крайне перспективным регионом с точки зрения реализации стратегических приоритетов экономики Приволжья. Регион, который называет себя сердцем Евразии, в последние годы считается благоприятным для инвестирования и ведения бизнеса. Интерес к региону постоянно растет, и на это есть ряд вполне объяснимых причин.
После кризиса 2008 года, когда был зафиксирован пик оттока капитала вообще, Оренбургская область развивается прежде всего как место концентрации газохимических предприятий. В этой связи имеет смысл отметить конкурентные преимущества Оренбуржья. Обладая выгодным географическим положением, регион способен показать высокую отдачу в отраслях добычи нефти и газа, транспорта и логистики, АПК и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов. Такая тенденция в последние годы позволяет сделать вывод о высоком потенциале для инвесторов и производителей.
Перспективы региона выглядят неплохо и с точки зрения экспертов. Как считает доктор экономических наук, академик РАЕН Научно-исследовательского финансового института Центра отраслевой экономики Инна Рыкова, инвестиции в основной капитал на душу населения составили в 2012 году 74 865 рублей, при показателе в 2011 году — 55 733 рублей. В последнее время Оренбургская область занимает 25 место в рейтинге по данному показателю в 2012 году (по России — 87 770 руб., Приволжский федеральный округ — 66 483 рублей).
"В последние годы структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов смещается в сторону прочих. Вложения в машины, оборудование и прочие транспортные средства снизились на 5,2 процентов, в здания (кроме жилых) и сооружения — на 1,1 процентов. Рост иностранных инвестиций в экономику Оренбургской области находится на уровне 8 процентов в 2009–2011 годах, при этом прямые инвестиции возросли более чем в 2 раза, при снижении портфельных инвестиций.
В Оренбургской области также отмечен рост частных инвестиций (+ 22,7 процентов) в 2000–2011 годах, но при этом снижение в 2010–2011 годах (- 4,7 процентов), а снижение наблюдается также и по инвестициям в смешанной российской форме (- 23,8 процентов) в 2000–2011 годах. В регионе растет доля инвестиций за счет собственных средств (2010 год — 55,4 процентов; 2011 год — 61,2 процентов), при снижении доли бюджетных средств в инвестиции", — подчеркивает эксперт.
По словам эксперта, в 2011 году инвестиции в основной капитал в секторе добычи полезных ископаемых составили — 2,32 процентов в совокупных инвестициях по России, и 41,67 процентов всех инвестиций Оренбургской области. Соответственно, учитывая специфику отраслевой структуры валовой добавленной стоимости региона, где основная доля приходится на сектор добычи полезных ископаемых (2010 год — 36,1 процентов), данные тенденции роста показывают благоприятные условия для инвестирования.
Отметим, что уникальное по сути месторасположение и многонациональный колорит, опыт культурного взаимодействия и новые экономические перспективы позволяют региону заявлять о себе, как о всесторонней площадке по обсуждению и решению вопросов межрегионального и межгосударственного сближения. Неслучайно вице-губернатор — заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон, обсуждая в октябре проект "Стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года", отметила, что "уже сегодня наша область — территория больших возможностей, и Стратегия инвестиционного развития должна определить приоритетные направления и конкретные проекты для частных и государственных инвестиций, а также ключевые механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики".
При этом реальные цели властей области сегодня лежат в плоскости формирования инновационно-инвестиционной модели экономики. По оценкам экспертов, это требует увеличения притока инвестиций в регион со 151 миллиардов рублей в прошлом году до 220 миллиардов рублей в 2020 году.
Обсуждаемая стратегия формулирует ключевые задачи инвестиционного развития региона. Предполагается, что на первом этапе (2013 — 2015 годы) приток реальных инвестиций возрастет за счет внутренних источников. Для этого будут задействованы существующие механизмы инвестиционного развития и государственно-частное партнерство. Последующие пять лет должны характеризоваться ростом числа инвесторов, активизацией инвестиционных процессов в муниципальных образованиях, развитием кластерных и сетевых структур и расширением приграничного и межрегионального сотрудничества.
У руководства области есть все основания рассуждать об этом как о возможном пути развития региона. В Оренбуржье уже есть успешно работающие предприятия и проекты, позволяющие определять финансовую состоятельность области в целом и каждого муниципалитета в отдельности как достижимую цель ближайших лет. Инвесторы могут получить преимущества по уплате налога на прибыль, предоставлению льготы по налогу на имущество организаций и получению Государственной гарантии Оренбургской области в сумме, предусмотренной бюджетом области на 2014 -2016 годы — после принятия соответствующего нормативно-правового документа.
Губернатор области Юрий Берг пояснил, что "укрепление промышленного потенциала и привлечение инвестиций — краеугольный вопрос для развития экономики нашего региона. В этой связи мы, безусловно, поддерживаем проект модернизации ООО "Буруктальский никелевый завод", который обеспечит бесперебойную и рентабельную работу градообразующего предприятия в райцентре Светлый.
Депутат от партии "Единая Россия" Виктор Заварзин добавил по этому поводу, что "реализация столь специфической продукции требует устойчивого рынка потребления. И здесь видится роль решительного вмешательства правительства. Ведь никель и никельсодержащие материалы, которые производит предприятие, фактически являются стратегическими материалами, применяемыми при производстве предприятиями ВПК конечной продукции, обеспечивающей оборонный потенциал страны. И здесь государственное регулирование имеет первостепенное значение. В каком виде должно это воздействие осуществляться, — обязаны решать специальные структуры при правительстве России". Что касается социального благополучия в регионе, то, по мнению депутата, "градообразующее предприятие, функционирующее в соответствии с заложенными при его строительстве и реконструкции программами, обеспечивает рабочими местами жителей региона, обеспечивает стабильные налоговые отчисления в местные бюджеты, а также уверенно-поступательное социальное развитие региона и его благополучие".