Нижегородская область находится в центре европейской части РФ. Но это не мешает региону выстраивать эффективную сетку международных экономических связей. Нижегородская область — один из первых российских регионов, который начал активно развивать международные связи после развала СССР. С 1991 года бывший Горький стал открытым городом для иностранцев.
Не случайно областной центр этого промышленно развитого региона, через который проходят важнейшие транспортные пути, связывающие европейские области страны между собой, а также с Уралом и Сибирью, некоторое время рассматривался как потенциальная столица России.
Еще в советские времена здесь был заложен неплохой промышленный базис, в первую очередь связанный с ВПК и машиностроением. К наиболее развитым в производственном отношении районам области, кроме самого Нижнего Новгорода, относятся Арзамасский, Кстовский районы и город Дзержинск.
Но где плюсы, там и минусы: в регионе насчитывается свыше десятка моногородов, экономику которых необходимо усилить разноплановыми производствами, для чего нужны серьезные инвестиции. В том числе и частные…
Привлечь их и одновременно нащупать и освоить зарубежные рынки можно активной работой с международными партнерами.
"В настоящее время иностранные инвесторы очень заинтересованы в экономическом потенциале России. Во-первых, Россия обладает огромным энергетическим потенциалом, что хорошо известно. Но у страны также имеется и в недостаточной степени сельскохозяйственный потенциал, огромные трудовые ресурсы и один из самых больших потребительских рынков в Европе. Все это, несомненно, относится и к нижегородскому региону, — отмечает Барри Хэбб, канадский экономист. — Это особенно важно на фоне слабого экономического развития в развитом мире. В мире растет потребность в энергоносителях, пищевых ресурсах, инвесторы находятся в поиске высокообразованных специалистов. Вполне возможно, что инвесторы могут найти все это в Нижнем Новгороде".
Главными торговыми партнерами области сейчас являются страны дальнего зарубежья. Согласно данным Нижегородской таможни, за январь-сентябрь их доля в товарообороте составила 85,6 процентов, в том числе в экспорте — 70 процентов, в импорте — 96,1 процентов.
Крупнейшими получателями продукции нижегородских предприятий стали Украина (14,4 процентов от общего объема экспорта), Бразилия (10,2 процентов), Финляндия (6,3 процентов), Азербайджан (6,1 процентов), Германия (5 процентов), Узбекистан (3,7 процентов), Польша (3,4 процентов).
А вот импорт преимущественно поступает из Германии (21,3 процентов от общего объема импорта), Китая (14,1 процентов), Италии (7,5 процентов), Южной Кореи (6 процентов), Франции (5,6 процентов), Чехии (5 процентов), Польши (3,7 процентов).
Очевидно, что Европа и страны бывшего СССР по-прежнему играют важнейшую роль в формировании товарооборота области. При этом если в ЕС в основном идут сырьевые товары, то первую позицию в экспорте по СНГ занимает продукция машиностроительных предприятий области. В отношениях с дальним зарубежьем у области сложилось отрицательное сальдо, а вот в торговле со странам Содружества Нижний остается в плюсе.
Вступление России в ВТО позволяет изменить структуру товарных потоков и увеличить присутствие продукции перерабатывающих отраслей на зарегулированном рынке ЕС. Во второй половине ноября в Нижнем Новгороде гостила представительная делегация из Литвы с явным намерением расширить имеющиеся экономические и культурные связи.
За первые шесть месяцев 2013 года товарооборот Нижегородской области с Литвой вырос на 35,5 процентов и составил 22,9 млн долларов. Однако в выигрыше остаются литовцы: экспорт нижегородской продукции сократился на 17,9 процентов, до 7,9 млн долларов, а вот импорт вырос более чем вдвое и оценивается в 15 млн долларов.
Литовцы позиционируют свою страну как удобную площадку для ведения бизнеса с выходом на рынок ЕС. Нижний Новгород развивает торговые кооперационные связи и с соседями литовцев — белорусами, которые входят в Таможенный союз и по итогам 2012 года заняли 3-е место по общему объему товарооборота среди всех внешнеторговых партнеров Нижегородской области.
Создание СП нижегородскими предприятиями в регионах, близких к наиболее привлекательным рынкам, должно содействовать продвижению товаров отечественных производителей. В свою очередь, область интересна иностранцам и как рынок сбыта для потребительских товаров, и как "ворота" в другие регионы страны. Нижний Новгород может сыграть на этом, став элементом промышленно-логистических цепочек и направляя в бюджетный карман свою часть прибыли.
То, что такие возможности существуют, доказывают итоги прошедшего в сентябре международного бизнес-саммита, на котором было подписано свыше 20 соглашений на сумму более 74 миллиардов рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом области. Инвестиции придут в сферу недвижимости, автомобилестроения, нефтехимии и медицины.