В Ивановской области стартовали Дни российской культуры. Способны ли подобные фестивали стимулировать развитие культурных процессов в провинции? Смогут ли они привлечь новую аудиторию? Или же все останется на своих местах, и зрителями культурного действа останутся лишь те, кто и без того регулярно посещает театры, музеи, консерватории и филармонию?
В начале октября президент России Владимир Путин сделал ряд заявлений, касающихся сферы культуры в России: "Переломить ставшее привычным отношение к культуре, как к развлечению, трудно, может быть очень трудно, но безусловно необходимо". Он также добавил, что "культурная политика должна способствовать этому, выводить культуру на ту высоту, которой она достойна".
Следующий год объявлен Годом культуры в России. Согласно концепции, представленной ранее Валентиной Матвиенко, приоритетной задачей этого проекта является развитие культуры в регионах.
Действительно, можно констатировать, что на данный момент весь вес культурной жизни страны перенесен на Москву и Санкт-Петербург. Помимо старых культурных центров, основных театров и музеев, в Москве, например, на данный момент функционирует около 150 театров, активно расширяется арт-прстранство, открываются все новые культурные центры и галереи. Мест, где можно приобщиться к прекрасному, в столицах предостаточно — было бы желание.
В регионах ситуация иная. По большей части, культурные процессы там протекают достаточно вяло: действуют, конечно, музеи, театры, но, по большей части, интерес к ним есть лишь у туристов, а местное население знает уже наизусть все музейные экспозиции и театральные постановки. Провинциальная культура статична, ей не хватает динамики. Не видя перспектив для личного роста, талантливая молодежь устремляется из регионов в Москву и Петербург.
В Перми, например, местные власти попытались зарядить культурную сферу города новой энергией и привлекли для этого московского гальериста Гельмана. Однако подобный опыт оказался не слишком удачным — агрессивная эстетика "современного искусства" не смогла гармонично вписаться в архитектурный ландшафт города. Этот неудачный опыт продемонстрировал, что отдавать такую тонкую сферу, как культура на откуп чересчур оригинальных деятелей недопустимо — так можно больше потерять, чем приобрести.
Для того чтобы стимулировать творческую активность, с одной стороны, а с другой — привлекать внимание зрителей, эффективным инструментом может быть создание специальных проектов, способных аккумулировать творческий потенциал разрозненных коллективов.
Примером подобной работы является ивановский фестиваль "Дни российской культуры", проводимый в регионе с 1990 года. Организаторы — правительство Ивановской области, региональный департамент культуры и культурного наследия, администрации муниципальных районов и городских округов. Главный координатор и куратор мероприятия — Ивановская государственная филармония.
В этом году в рамках фестиваля запланировано более 200 концертов и представлений, которые пройдут не только в областном центре, но также и в периферийных городах и райцентрах области. Это особенно ценно, потому что жители глубинки, как правило, почти не имеют возможности для приобщения к культурным ценностям.
Цены на билеты варьируются в диапазоне от 150 рублей до 1200 (самые дорогостоящие — на балетное представление "Жизель"). Можно значительно сэкономить, купив абонемент. Зрители смогут ознакомиться с премьерными спектаклями, новыми концертными программами артистов и творческих коллективов области. Помимо ивановских деятелей искусства, фестиваль посетит немало исполнителей из других российских регионов.
По инициативе администрации города Иваново, "Дни Российской культуры" дополняются также Фестивалем национальных культур.
Насколько востребована высокая культура в провинции? И могут ли подобные мероприятия стимулировать дополнительный интерес населения к культурной жизни? "Правда. Ру" попросила поделиться своим мнением Карена Шахназарова, заслуженного деятеля искусств РФ, дважды Лауреата Государственной премии Российской Федерации, занимающего в данное время пост генерального директора киноконцерна "Мосфильм":
"Я видел, что подобные мероприятия вызывают в регионах огромный интерес, гораздо больший, чем в Москве. В провинции люди испытывают дефицит внимания, и на любые подобные мероприятия они ходят с большим удовольствием. Там всегда бывает очень сильный отклик — я сам недавно был в Казани, на кинопоказах там зал был просто набит битком — в Москве такого не дождешься. Я считаю, что такие фестивали — очень хорошее дело. На самом деле, такие фестивали не требуют каких-то очень больших вложений, это можно организовать практически в каждом городе. В российской провинции люди изголодались по таким событиям, это, безусловно, дает свой результат".
По мнению эксперта, российская провинция вовсе не является "культурной пустыней", увлеченной лишь дешевыми сериалами да популярным песенками (к сожалению, такое мнение весьма распространено). На самом деле, настоящее искусство востребовано не только в Москве и Петербурге, жители провинции тоже готовы посещать выставки и спектакли. Поэтому задачей региональных властей является помощь в организации таких мероприятий, стимулирование культурной жизни в подопечных регионах.
К сожалению, без помощи со стороны государства художникам выжить довольно проблематично, особенно в провинции.