В России может начаться серийное производство экранопланов. Минпромторг планирует запустить в серию новую модель "Стерх-10", изготовленную в Петрозаводске. Этот экраноплан может перевозить до двадцати человек и рассчитан для полетов на высоте до 6 метров. Есть и более мощные разработки, но пока экранопланы не могут пробиться на рынок перевозок.
Экранопланы — воздушные суда, которые используют "экранный эффект", когда приближение крыла самолёта к ровной поверхности земли или воды увеличивает подъёмную силу. Они парят над водой с самолётной скоростью и при этом способны перемещаться в различных режимах — и как скоростные лодки и как самолёты.
Впервые с экранным эффектом авиаторы столкнулись еще в 1920-х годах. В 1923 году эксперименты в СССР начал проводить советский учёный в области аэродинамики Борис Юрьев.
В1932 году конструктор Гроховский создал проект экраноплана-амфибии, а в 1935 году финский инженер Каарио показал сани-экраноплан с огромным крылом.
К разработке этих машин вернулись после войны. Занялся ими легендарный нженер-кораблестроитель Ростислав Алексеев, который за разработку и создание судов на подводных крыльях получил Сталинскую премию второй степени. Его детища и сейчас бороздят моря — это знаменитые скоростные пассажирские катера "Метеор", "Комета", "Спутник", "Буревестник", "Восход".
С начала 60-х годов Алексеев работает над экранопланами и в 1966 году на воду и крыло становится модель КМ, а в 1972 году более известный экраноплан "Орлёнок". Разработками заинтересовались вооруженные силы, для которых Алексеев создал десантные и ракетные экранопланы. Но в 1980 году Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
А в 1982 году на крупных военных учениях для высадки двух рот морской пехоты были использованы экранопланы "Орлёнок", чьи характеристики поразили военных.
Была разработана государственная программа, которая предполагала создание 120 таких машин. Однако машину в серию упорно не пускали, а к середине 80-х решили снизить госзаказ до 24 единиц, однако в действительности, ни одного нового экраноплана выпущено не было.
После перестройки в новой России об этих машинах вспоминали регулярно, но дальше разработок отдельных энтузиастов дело не шло. В очередной раз о разработках новых моделей экранопланов в России упоминули весной нынешнего года, когда директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев сообщил, что идут НИОКР по новому поколению экранопланов для военных. Однако пока их готовы использовать только пограничники, так как их облик и применение в армии и на флоте пока не определены.
Между тем, экранопланы могут оказаться очень востребованным и нужным типом плавающе-летающей машины в гражданском секторе. Петрозаводский "Стерх-10", в отличие от большинства ранее у нас разрабатывавшихся экранопланов лодочного типа, изготовлен по формуле катамарана и облегчён за счёт использования композитных материалов. Машина способна перемещаться как в лодочном водоизмещающем режиме, так и отрываться от ровной поверхности и развивать крейсерскую скорость 250 км/ч. Также экраноплан способен выходить из воды на необорудованный берег.
Читайте также: СВЕРХСКОРОСТНЫМ КОРАБЛЯМ, НЕ ИМЕЮЩИМ АНАЛОГОВ В МИРЕ, ПОДПИСАН ПРИГОВОР
У Петрозаводских разработчиков имеется и другая, более тяжёлая разработка. Экраноплан "Орион" способен развивать скорость в 130 километров в час, подниматься на сто метров в небо с ускорением до 300 км/ч. При этом он может тащить на себе три тонны груза и 20 пассажиров.
Экранопланы планируется использовать в отдалённых районах, при этом за счёт более низкого расхода топлива, стоимость перемещения на таком транспортном средстве будет ближе к земным видам транспорта, чем к авиации.
Но, не все так оптимистистично, как может показаться на первый взгляд. Основной недостаток экранопланов — зависимость от идеально ровной поверхности. Даже при волнении на море полёты с экранным эффектом становятся проблематичными и создают опасную нагрузку на корпус. Однако в спокойную погоду эти машины могут развивать невероятную скорость над морем и при этом перемещать серьёзную массу грузов.
Тем не менее, огромные тундровые и арктические пространства России — как будто специально созданы для этих машин и сильно в них нуждаются, привлекая огромной скоростью и сравнительной дешевизной передвижения.
Развитием идеи экранопланов являются экранолёты, которые способны летать как экранопланы и переходить на типично самолётный режим полёта. Кстати, экранолёты в определённый момент рассматривались как перспективное направление реконструкции для устаревших, но многочисленных самолётов семейства Ан-2, которых еще достаточно много в России.
Это надёжные и простые машины, главный недостаток которых в эксплуатации — довольно высокий расход топлива. Вот и задумались о том, чтобы заменив крылья, превратить эти машины в экранолёты. Но вышло ли что-то из этой затеи — до сих пор неясно. Правда, отдельные машины под названием Ан-2э даже демонстрировались публике. Была и еще одна любопытная идея — сделать экранопланом гидросамолет-амфибию Бе-12.
В целом же, в стране немало энтузиастов экранопланов, в том числе обладающих определёнными производственными и конструкторскими возможностями. Кроме петрозаводских разработчиков, этой тематикой занимались Нижегородское ЦКБ по СПК, АТТК Нагапетяна, Таганрогский ТАНКТ имени Бериева (экраноплан-гидросамолет весом 2,5 тысячи тонн). В этом направлении работали и создатели русской летающей тарелки "ЭКИП", Казанский КГТУ и ряд других организаций.