Правонарушения, связанные с наркотиками, все увереннее вытесняют традиционные грабежи и воровство. Опорные точки роста наркопреступлений — притоны, где не только используют дурман, но и планируют преступные действия по его добыче. Однако до последнего времени правоохранительные органы были юридически ограничены в противодействии этому злу.
Наркопритон — это своего рода гибрид клуба по интересам и "торговой точки". Чаще всего он организуется в какой-нибудь квартире, обычно принадлежащей одному их членов наркосообщества. Обычно притон действует не на чисто "благотворительной" основе — посетители расплачиваются с хозяином деньгами или дозами. Впрочем, нередко любой желающий может, наоборот, купить желанную дозу прямо на месте, подобно чашечке кофе.
Понятно, что ликвидация наркопритонов способна в значительной мере помочь в борьбе с наркоманией в целом. Ибо такие места являются настоящим ее рассадником и популяризатором. Увы, справиться с этим злом не так-то просто.
Начнем с того, что ст. 232 УК РФ "Организация и содержание наркопритонов" намного мягче, чем соответствующие нормы в отношении наркоторговцев. Последние могут получить за распространение даже небольших доз лет 10 тюрьмы, а за крупные партии — вплоть до пожизненного заключения. А вот "индивидуальное" содержание притона предусматривает всего до 4 лет лишения свободы, причем с начальной "нулевой" планкой. То есть, на усмотрение суда хозяин "приюта для наркоманов" может не получить вообще никакого реального наказания. Правда, за те же действия организованной группой ответственность усиливается уже от 3 до 7 лет — но наличие такой группы еще надо доказать.
Читайте также: ВИЧ-терроризм стал оружием наркодилеров
В расследовании дел о наркопритонах предоставление суду необходимых доказательств — самое сложное дело для следователя. Согласитесь, с какой стати владельцы наркобизнеса станут признаваться в организации ими группы — чтобы всем вместе получить больший срок? А отдельно взятому хозяину "нехорошей квартиры" серьезные санкции не грозят. Тоже самое касается и продажи наркотиков в таких местах. Тут даже полицейский рейд не поможет — найденную "дурь" владелец квартиры спишет на личные запасы своих гостей. Ну, а употребление наркотиков под действие Уголовного кодекса не подпадает.
И, самое главное, даже само наличие наркопритона еще надо доказать! Так, в юридической литературе понятие "содержание притона" описывается следующим образом. "Это действия по поддержанию функционирования (использования) данного помещения. Они могут заключаться в следующем: в оплате расходов, связанных с существованием притона либо эксплуатацией помещения, регулировании посещаемости, информировании заинтересованных лиц о существовании притона, обеспечении охраны, привлечении лиц для изготовления наркотических средств, предоставлении посуды, компонентов (лекарственных средств, бытовой химии, пищевой соды, уксусной эссенции и т. п.), техники, приборов, приспособлений для потребления и приготовления наркотических средств, обеспечении лиц медицинскими шприцами, жгутами и т. п., уборке помещения после приготовления и употребления наркотических средств и т. п.".
Но как быть следователям, если притон — обычная квартира, за которую владелец вносит квартплату, на его кухне находится обычная (а не лабораторная) посуда, вполне законные пищевые добавки, как та же пищевая сода или уксус? Наркоманы приходят? Так это сердобольный хозяин их к себе в гости зовет, бескорыстно, за жизнь поболтать.
С доказательством же "организации притона" еще сложнее. Согласно постановлениям Верховного Суда таковым является ситуация, при которой "лицо осуществило целенаправленные действия по приспособлению помещения под притон (произвело ремонт, переделало помещение, оборудовало его вытяжными, вентиляционными системами, установило в нем технику, приборы, приспособления для приготовления и потребления наркотиков, технику для обеспечения "безопасности" и конспирации клиентов, мебель)".
То есть, просто за предоставление своей квартиры для встреч друзей-наркоманов (или тех, кто такими "друзьями" будет объявлен перед нагрянувшими оперативниками) привлечь к суду организаторов и содержателей притонов достаточно сложно.
Но, похоже, в Костроме нашли выход из вышеописанной "патовой" ситуации. Администрация города сообщила, что жилье, используемое для занятия наркоманией, будет просто изыматься. Если его снимают квартиросъемщики, их будут оттуда выселять.
Читайте также: Наркомания: созависимость близких
Но, даже если фактический наркопритон является собственностью его содержателя, из такой квартиры его тоже можно выселить по решению суда. При этом, кстати, не обязательно юридически безупречно доказывать именно факт существования такого притона. Местным властям достаточно будет предоставить в суде обычные факты антиобщественного поведения владельца такого жилья.
А выселение возможно за систематическое нарушение прав и интересов соседей, либо за использование жилого помещения не по назначению, либо за использование жилого помещения, которое влечет за собой его разрушение. Вот как раз о лишении хозяев наркопритонов их жилья "за использование жилого помещения не по назначению" и предупредила Костромская администрация.
Справедливости ради, можно заметить, что в случае такого выселения о конфискации имущества речь не идет. Отобранное жилье продается с торгов и, за вычетом расходов государства на проведенные процедуры, остаток средств возвращается бывшему владельцу. Но, думается, с учетом этих расходов и срочности аукционных торгов, то, что останется в кармане предприимчивых наркодельцов, вряд-ли будет сравнимо с рыночной стоимостью их квартир. Так что теперь в Костроме у таких граждан будет хороший повод подумать — стоит ли заниматься распространением наркомании, даже если при этом до поры до времени удастся избегать уголовного преследования.
Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"
Последние новости на сегодня, 4 августа 2013 года