В грустных клоунах мы узнаем себя. Забытое интервью "Правде.Ру" из 90-го года

Это интервью руководителя российского цирка Людмилы Яировой, которое она дала "Правде.Ру", было опубликовано в далеком уже 1999-м году. Какие-то проблемы, о которых она рассказывает, ушли в далекое прошлое. Какие-то остались. Поклонникам циркового искусства, как нам кажется, эта наша давняя беседа будет в любом случае интересна...

Говорят, Судьба предопределена с рождения человека. Однако Людмила Яирова считает, что следует развивать в себе то положительное, к чему стремится душа. Ее жизнь — доказательство тому.

В 1990 году министр Николай Губенко вызвал Людмилу Яирову и завел разговор, что она думает о развитии циркового искусства. Она ответила: “Давайте лучше я напишу записку”. Когда Губенко прочел ее, произнес: “Яирова, вы сумасшедшая!”. А потом добавил: “По-хорошему сумасшедшая”

Сейчас Яирова возглавляет Российскую государственную цирковую компанию.У работников цирков за ней закрепилось два прозвища: первое — “мама”, второе — “хозяйка”... Впрочем, это не вносит путаницы в разговоры сотрудников между собой.

Людмила Петровна, что сегодня, на ваш взгляд, определяет взаимоотношения руководителя и подчиненных?

— Каждый руководитель должен заслужит право быть во главе коллектива. Что касается меня, то я просто влюблена в цирк и его артистов. В цирке работают фанатики своего дела. Они вечные странники, их месяцами не бывает дома... И несмотря ни на какие личные невзгоды, выходят на арену: у них нет замены и второго состава, нет “каскадеров”. Этих людей не уважать нельзя!

— Продолжают ли наши артисты пополнять штаты зарубежных цирков?

— Пробиться там на лучшие места очень трудно. Это — первое. Второе: изменилась ситуация и в России. Сейчас и здесь научились зарабатывать хорошие деньги. Недавно мы предложили одному нашему артисту поехать на работу в Южную Корею, где он получал бы 80 долларов в день. Отказался: его не устроила зарплата.

— Насколько известно, вы также отказались от сотрудничества с одной из американских корпораций. Лучше быть бедным, но свободным?

— Корпорация “Ринглинг Барнун Брос Баллей циркус” сделала заманчивое предложение — 12 миллионов долларов в год. Но она поставила и довольно жесткие условия: "Ринглинг- цирк" становится единственным эксклюзивным импресарио "Росгосцирка", ему также должны принадлежать художественно-творческие постановки спектаклей и программ. Как же “должны!” Не все можно продать...

— Мне приходилось слышать, что вы порой идете напролом...

— В свое время наши артисты заработали два миллиона долларов. Но они оказались “замороженными” во “Внешэкономбанке”. Дошла тогда до первого заместителя министра финансов Вавилова. С порога заявляю: “Я руководитель цирковой компании...” “Так вы Никулин?” — перебивает он меня. “Я человек, который отвечает за 10 тысяч работников цирка...” И стала рассказывать ему о проблемах. И так эмоционально, что Вавилов предложил вдруг воды выпить. Я испугалась: “Зачем воды, я совершенно нормальный человек. Хочу только, чтобы меня наконец-то услышали и поняли..”. Убедила. “Разморозили” те два миллиона.

— У вас под крылом действительно 10 тысяч работающих?

— Да. Если быть точным, около 9 тысяч. А также 40 цирков и 75 различных предприятий.

— И вы рассчитываете на бюджетные деньги?

— Рассчитываю. Китайский цирк — один из сильнейших в мире, и... Почти полностью он находится га попечении правительства. Элитный канадский цирк “Дю солей” также под патронатом государства... У нас 100-процентная гастрольная деятельность, номера и аттракционы готовятся годами. А билеты в цирк на два порядка дешевле, чем в театр. Государство должно помогать цирковому искусству.

— Мне вспомнились стихи Александра Межирова, где он говорит: “...человек все строит, долбит, забивает сваи, а бывает ли он любим и не забываем?”

— У меня растет хороший сын. Муж , к печали моей, умер. Но у меня много друзей, и я люблю принимать гостей на даче в Жуковке. Друзья мои говорят по весне: “Солнышко пригрело — Яирова открывает свой пансионат”.

— А какие номера в цирке вы больше всего любите смотреть?

— Грустных клоунов. Иногда в них мы узнаем себя.

Ксения СУСАНОВА.

По теме:

Клоун Мусля, перенёсший двойное горе

Китайский цирк глазами клоуна

Легенды и были Ижевского цирка

Интервью с экс-режиссером цирка "Дю Солей"

Цирк уехал, а принц остался