Студентка Принстонской балетной школы рассказала о восточных мотивах в балете

Балерина и студентка Принстонской балетной школы Беатрис Хамидуллаева о восточных мотивах в культовых балетных постановках и популяризации восточных тем в искусстве сегодня.

Государственный Академический большой театр имени Алишера Навои Узбекистана представил в Москве спектакль "Лазги. Танец души и любви" на сцене Большого театра. Лазги входит в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Российская публика встретила представление с восторгом. Восточная культура во все времена привлекали внимание западных постановщиков и хореографов уникальными сюжетами и танцевальными традициями. Не случайно в мире стали культовыми "Баядерка” Мариуса Петипа или "Шахерезада” либретиста Михаила Фокина и другие. Сегодня тема Востока тоже способна дать вдохновение и новый виток развития мировому балету, уверена Беатрис Хамидуллаева, балерина и педагог, которая училась и выступала на крупнейших площадках Узбекистана и Казахстана, а теперь танцует в США и учится в Принстонской балетной школе. Сегодня восходящая звезда востока передает этот культурный код и красоту в своих выступлениях, а в будущем планирует транслировать восточные традиции на западе через свои постановки. О продвижении восточных традиций и культуры на главные мировые площадки, артистка рассказала нашим читателям.

Восток в мировом балете

Восточные мотивы оказали значительное влияние на развитие классического балета. Экзотика загадочной для западного мира культуры вдохновляла хореографов и композиторов на создание уникальных новых постановок с восточными сюжетами и образами. Тому пример знаменитая симфоническая сюита "Шахерезада” композитора Николая Римского-Корсакова, которое цитировало восточные мелодии и ритмы, а после, в Париже, Сергей Дягилев представил одноименный одноактный балет. Постановка молниеносно была признана жемчужиной балета. Спустя столетие она не потеряла своей популярности.

"Сегодня Восток также вдохновляет Запад. Восточные мотивы в балете позволяют показать непривычные для западного зрителя экзотические картины природы, нравов и традиций. Восток полон загадок и люди по всему миру готовы их разгадывать”, — говорит Беатрис Хамидуллаева, артистка балета, студентка Принстонской балетной школы.

Это подтверждает не гаснущая популярность культовых постановок с восточными мотивами и новых спектаклей, которые ставят на главных сценах бывшего Советского Союза, например, в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои. Именно на эту ведущую балетную сцену Узбекистана пригласили танцевать Беатрис Хамидуллаеву после обучения в Алматинской хореографической школе, старейшем профессиональном балетном учебном заведении Казахстана и во время обучения в колледже в Ташкенте, Узбекистана. На сцене театра девушка блистала в постановках о Востоке: "Хумо”, "Поэма двух сердец”, "Жар-птица”, "Томирис”.

Звезда Востока

Восток сумел обогатить мировой балет не только сюжетами и музыкальными мотивами, — объясняет Беатрис Хамидуллаевой, — западных хореографов прошлого очаровала особая пластика и техника восточных танцев, такие как арабески, глубокие плие и волнообразные движения рук, которые стали неотъемлемой частью современного балета.

"Балетные труппы часто приглашали танцовщиц из стран Востока, которые привносили аутентичные традиции и стили в исполнение партий восточных героинь. Таким образом, восточная тематика не только расширила репертуар балетных трупп, но и обогатила саму балетную технику и выразительность”, — рассказывает талантливая балерина.

Беатрис Хамидуллаева покорила сердца зрителей Узбекистана, выступая в мировых шедеврах: "Лебединое озеро”, "Шопениана”, "Баядерка”, "Жизель”, "Щелкунчик”, "Дон Кихот”, "Чиполлино”, "Белоснежка и семь гномов”. Но восходящая звезда Востока мечтала о мировой сцене, и в 2022 году она отправилась на стажировку в Американскую репертуарную балетную школу Принстона. Ее талант оценили — девушка начала выступать вместе с Американской репертуарной балетной труппой. Она сумела пройти кастинг на исполнение роли в постановке "Жизель”. Добиться этого удалось лишь 6 танцорам из 50. Кроме того Беатрис оказалась единственной студенткой, сумевшей заработать стипендию.

Преодолевать трудности, связанные с переездом на другой континент, сложным кастингом и новой культурой, говорит балерина, ей помогает стремление к цели — доказать, что и сейчас культура Востока способна обогатить балет. После стажировки в Принстонской балетной школе и карьеры балерины, Беатрис планирую создавать свои спектакли в восточном стиле, чтобы через постановки зрители могли глубже понять восточную культуру, а танцоры — обогатить технику балетного искусства. А значит — дать новый виток развития двух культур.

Созвездие талантов

Богатство национального и мирового классического наследия танца, которые Беатрис Хамидуллаева впитала, выступая на сценах Узбекистана, Казахстана и США, балерина планирует передавать новым поколениям артистов. Она мечтает открыть балетную школу в Каракалпакстане, республике в составе Узбекистана. Учить планирует бесплатно — хочет дать возможность талантливым детям блеснуть на сцене, как и она сама. Опыт преподавания есть. Во время пандемии Беатрис учила тонкостям балета детей и взрослых в Казахстане.

Именно здесь в полной мере раскрылся талант педагога Беатрис Хамидуллаевой. Умея филигранно исполнять партии на сцене, девушка смогла передать эти навыки своим ученикам и наполнить их любовью к танцу. Среди ее учениц есть победители ежегодного международного конкурса хореографического искусства "Танцуй всей Душой”, занявшие первые места в народном, национальном и современном танцах.

Успех учениц Беатрис Хамидуллаева объясняет своей уникальной методикой преподавания. Суть ее балерина пока не раскрывает — готовит к публикации книгу для преподавателей, где также планирует дать ответы на вопросы, которые беспокоят многих родителей: с какого возраста стоит начинать заниматься балетом, нужно ли рассказывать ребенку о сложностях балета, каковы особенности психического и физического здоровья ребенка, правила здоровой растяжки, безопасного укрепления мышц, как не делить детей на талантливых и других. В книге она собрала весь свой опыт о мягком обучении в игровой форме, основанном на мотивации и любви к танцу.

"Когда я начинала преподавать балет, было ограниченное количество информации о том, как обучать результативно, какие подходы выбирать, работая с разными детьми. Я всё это находила сама, читала книги по детской психологии, создавала уроки в виде игр. И этот мой опыт я переношу в свою книгу”, — объясняет Беатрис.

А пока пока Беатрис Хамидуллаева оттачивает свое мастерство в Принстонской балетной школе и популяризируют восточные элементы танца в США, московская публика восхищается постановкой ее родного Большого театра имени Алишера Навои. Лазги — национальный танец, родившийся около трех тысячелетий назад в Хорезме, государстве, через которое проходил Великий шелковый путь, соединяющий Восток и Запад сотни лет.